Письмо – это средство запечатления мыслей человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений. Письмо выступает одним из средств коммуникации и в тоже время одним из способов фиксации речи.
В течение жизни человека формируется динамический стереотип письма, который приводит к выработке и автоматическому закреплению у пишущего: технических навыков (как держать ручку, расположение листа бумаги), графических навыков (почерк), навыков письменной речи (словарный запас, грамотность).
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, т.е. и смысловая, и графическая сторона.
Возможность установления автора и исполнителя документа базируется на следующих идентификационных признаках:
1) Индивидуальность
2) Постоянство (устойчивость) письменно-речевых и графических навыков пишущего.
3) Восстанавливаемость навыков письма (если не затронута ЦНС)
4) Способность к отображению.
Письмо человека состоит из трех элементов: письменная речь, топография письма, почерк.
|
|
Письменная речь – это содержание документа и языковые средства, которыми оно выражается. К общим признакам относятся признаки, которые отражают степень развития стилистических, лексических и грамматических навыков – это определяется умением использовать различные стили письменной речи, например, официально-деловой, научный, литературно-художественный; и владение правилами русского языка.
Частные признаки письменной речи проявляются в:
- лексические индивидуальные навыки (неверное употребление слов, выражений из-за их непонимания, бедность словарного запаса, употребление лишних слов).
- грамматическая индивидуальность навыков (повторение одинаковые орфографических или пунктуационных ошибок, неправильное употребление глаголов).
- стилистические индивидуальные навыки (стиль изложения, особенности построения письменной речи).
Почерк – это система привычных движений при выполнении письменных знаков, для которой характерны индивидуальность и устойчивость, позволяющие идентифицировать исполнителя рукописи.
Общие признаки почерка:
1-признаки, характеризующие пространственную ориентацию:
· Размер текста в целом; наличие или отсутствие полей, форма линии письма в строке.
2- признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка:
· Выработанность почерка (уровень владения техникой письма, темп и координация движений).
· Степень сложности движений.
3- признаки, отражающие структуру движения по траектории:
· Форма
· Направление
· Размер
· Наклон
Частные признаки: форма движений, направление движений при выполнении письменного знака, протяженность движений, связанность письменных знаков и их элементов, количество и последовательность движений, сложность движения при выполнении письменного знака.