Автороведческая экспертиза и ее возможности. Проблема графологии

Судебное автороведение содержит концептуальные основы установле­ния автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том Числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведе­ния человека.

Предметом автороведческой экспертизы является установление факти­ческих данных о личности автора при исследовании текста документа и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследования и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и проявляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки — лексико-фразеоло гические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуаци­онные. Частные — устойчивые нарушения речи, использование определен­ных языковых средств и др.

Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный пе­речень этих признаков.

1) Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых харак­теризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные зна­ния, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их рас­положение, заключение и т. п.).

2) Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например «тянуть канитель»);

б) лексические:

архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);

неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);

варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ;

профессионализмы — профессиональные термины и выражения (слу­жить на флоте, играть на театре);

диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из мест­ных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);

арготизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обо­собленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);

вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке;

употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).

3) Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в ро­де и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), син­таксические, орфографические признаки.

4) Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге): поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направ­ление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);

абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзац­ных отступов;

строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направле­ние, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков ме­жду строками;

наличие переносов слов, промежутки между словами; особенности окончания строк;

обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста); подпись, дата (положение относительно текста).

5) Мелкие привычки письменной речи: выделение отдельных частей текста; приемы внесения исправлений в текст; способ нумерации страниц, разделов, абзацев; способ сокращения слов.

Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что ка­ждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллек­туальных навыков. Именно эти особенности являются основой для иден­тификации автора текста. К частным признакам языковых навыков отно­сятся: признаки орфографических, пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы; признаки лексико-фразеологических и синтак­сических навыков; признаки стилистических навыков. Кроме того, разли­чают признаки формально-логических навыков письменной речи, в том числе интеллектуальных навыков восприятия окружающей действительно­сти, аргументации, оценки, акцентуации и др. Объекты экспертизы фигу­рируют в виде текстов документов, относящихся к таким стилям письмен­ной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистиче­ский, научный. Это могут быть рукописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.

Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить мате­риалом для криминалистического исследования свойств и состояния автора. Исследуемый текст должен быть объемов не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилагательные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследования бывают пред­ставлены частными письмами, записками (обиходные); это могут быть объ­яснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (офи­циально-деловые); трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно- политическую тематику (публицистические); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).

Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи как идентификаци­онного, так и диагностического характера. К первым относятся: установле­ние (отождествление) автора текста определенного документа, отдельного фрагмента документа, нескольких документов. Решение этой задачи имеет существенное розыскное значение.

К диагностическим относятся: установление факта намеренного иска­жения письменной речи; фактов, относящихся к условиям создания текста документа; определение образовательного уровня; определение групповой принадлежности автора (его родной язык, место формирования языковых навыков, образование и т. д.).

Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от качества и объема сравнительного материала — свободных, экспериментальных и ус- ловно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, автором кото­рых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в качестве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значительного объема и опре­деленной направленности.

Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) долж­ны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлежности к опреде­ленному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речево­го обращения; д) по состоянию автора.

Экспериментальные образцы письменной речи, в отличие от образцов для исследования почерка, выполняются проверяемым лицом в форме са­мостоятельного сочинения, а не под диктовку или путем списывания, дабы в них проявились индивидуальные привычки пишущего. Сначала сочине­ние выполняется на тему, избираемую лицом самостоятельно. Следователь (судья) должен только указать форму письменной речи (бытовая, офици­альная и т. п.). Затем тема назначается следователем (судьей). Примерный объем сравнительного материала, представляемого на экспертизу: 25— 30 страниц свободных образцов и 25—30 — экспериментальных.

Условно-свободные образцы являются дополнительным сравнительным материалом. Это тексты собственноручных объяснений, показаний и т. п., выполненные после возбуждения уголовного дела.

Во всех случаях проведения автороведческого исследования эксперту не­обходимо сообщать следующий сведения (в постановлении, определении или специальной справке): 1) о месте, откуда был отправлен документ, где он был обнаружен; о предполагаемом времени его выполнения; об условиях выполнения (если есть основания предполагать необычность этих условий); 2) о личности проверяемого лица (пол, возраст, национальность, социаль­ное положение, образование, профессия, родной язык, место жительства, не страдает ли он психическими или иными тяжелыми заболеваниями, хро­ническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятель­ствам дела, создавался исследуемый документ; 3) если документ является частным посланием, адресованным конкретному лицу, то сведения об этом лице: социально-биографические данные; знаком ли он с предполагаемым автором документа, в течение какого времени, каков характер их взаимоот­ношений. N

Экспертное автороведческое исследование складывается из четырех ста­дий: предварительное исследование; раздельное; сравнительное; оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуще- ствдяется знакомство эксперта с материалами, устанавливается их доста­точность.

Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста исследуемогс документа и текстов — образцов для сравнения, выявляются общие и част­ные признаки, устанавливаются уровень развития и особенности навыков стилистических, синтаксических, лексико-фразеологические свойств* и т. п.

На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и част­ных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпа­дение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, восклица­тельных предложений и т. п.) или различие.

Четвертая стадия — оценка результатов проведенного исследования Причем методикой автороведческой экспертизы предусмотрены не толькс качественные, но и количественные критерии оценки общих и частны> признаков. По результатам оценки формулируются выводы.

В случае отказа от решения вопроса эксперт должен четко изложит! причины (недостаточный объем материала, несопоставимость документа и образцов и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: