Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем ухудшается и может быть утрачена почти полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддерживает и развивает свои высшие способности.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек про должает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур (задатков) или с формированием нужных функциональных органов на их основе. Этот этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит становление и совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков к. г. м., связей между ними и органами движения. Все это вместе взятое создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка элементарных общих способностей, определенный уровень развития которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
|
|