Понятие о способностях в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не раз­вивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со вре­менем ухудшается и может быть утрачена почти полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддер­живает и развивает свои высшие способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способнос­тей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек про должает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни.

Первичный этап в развитии любой способности связан с со­зреванием необходимых для нее органических структур (задатков) или с формированием нужных функциональных органов на их осно­ве. Этот этап обычно относится к дошкольному детству, охватыва­ющему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит становление и совершенствование работы всех анализаторов, разви­тие и функциональная дифференциация отдельных участков к. г. м., связей между ними и органами движения. Все это вместе взятое создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка элементарных общих способностей, определенный уровень развития которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: