Формы, методы и цели государственного регулирования экономики

Государственное регулирование - процесс воздействия государства на экономическую жизнь общества и связанны с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанное на определенные теории.

Цели государственного регулирования экономики: существует пирамида целей: 1) высшие цели, к ним относятся: - формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития; - созданы условия для социальной стабильности. 2) - обеспечение темпов роста ВВП; - минимизация безработицы; - стабильность цен (низкий уровень инфляции); - внешнеэкономическое равновесие.

Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные на предписаниях государства (размер налогов, величину амортизационных отчислений). Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых направлены гос. меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики (программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации).

Методы государственного регулирования делятся так же на административные и экономические. Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды.

Экономические методы государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Они не ограничивают свободу выбора. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям

Для основных макроэкономических целей используют 2 вида макроэкономической политики:

1) Фискальная (налогово-бюджетная) ?>;8B8:0 8A?>;=5=ия государственных расходов (G) и налогов (Т), которые являются основными инструментами фискальной политики. Приоритетом фискальной политики является, прежде всего, регулирование экономического роста и безработицы.

Для стимулирования экономического роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить государственные расходы, эти же инструменты могут быть использованы для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить государственные расходы.

1) денежно-кредитная ?>;8B8:0 87<5=5=ия денежной массы (М) и процентной ставки (r). Приоритетом является регулирование инфляции.

Для снижения уровня инфляции проводят политику «дорогих денег», увеличивая ставку процента или снижая денежную массу.

Инструменты денежно кредитной политики могут использоваться и для стимулирования экономического роста, для этого применяют политику «дешевых денег», т.е. снижают ставку процента или увеличивают денежную массу.

 "0:8< образом выбор тех или иных инструментов макроэкономической политики определен выбором тех или иных макроэкономических целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: