Отношения – сотрудничество, взаимовыручка
Общение – толерантность, взаимопонимание, умение слушать и слышать
Деятельность – труд, учение, игра
Все этапы КТД будут личностно-ориентированными, если будет проведена предварительная работа:
-Ценностная диагностика: выявление интересов, идеалов, значимых людей, событий и др.
-Коллективное целеполагание: выбор целей, норм коллективной жизни и общих дел на основе ценностной диагностики. «Зачем это надо нам, мне, тебе?», «Помогут ли эти дела что-то изменить, развить в себе?» и др.
Результат – выбор общего дела (или общих дел на определенный период)
2.3. Коллективное творческое планирование (Педагогика общей заботы: любовь к Родине, конкретная забота о близком человеке, активная жизненная позиция)
1шаг – коллективное планирование:
- коллективный план, но при этом подчеркивается и приветствуется авторство наиболее интересных идей;
в основе плана как проекты микрогрупп, так и индивидуальные проекты;
- создание временного совета дела;
|
|
- первый сбор временного совета дела – обсуждение сценария («мозговой штурм»), предварительное распределение ролей, определение помощников, участников, приглашенных и др.
2 шаг – коллективная подготовка:
- разработка сценария,
- распределение ролей (основные действующие лица, техническое, художественное сопровождение, материальная часть оформления),
- добровольное принятие поручений, введение, если понадобиться, ролей для конкретных учащихся
-активная работа временного совета дела
3 шаг – проведение коллективного дела: сочетание индивидуальных и групповых заданий, дающих возможность для индивидуального и группового самовыражения;
- публичное признание достижений и позитивного вклада каждого;
-максимальное количество и разнообразие ролей в общей деятельности,
-добровольность участия в коллективных делах
4 шаг – коллективный анализ дела:
-Цель – не единое мнение, а углубление взаимопонимания, понимания себя
-Не только общий анализ, а и анализ отношений, переживаний, мыслей через постановку соответствующих вопросов: «Что тебе дало участие в общем деле?»,»Какие вызвало мысли?», «Какие чувства?», «Что ты для себя понял?» и др.
5 шаг – ближайшее последействие:
-выполнение принятых конкретных решений,
-закрепление новой традиции,
-применение новых знаний в разных ситуациях
-проведение КТД для младших, старших или родителей и др.
Позиция или «тактические» роли классного руководителя
Генератор идей, Старший товарищ, Координатор, Рядовой участник, «Тайный советник», Психолог (но не ведущий «тренер»)