Цели, задачи и уровни менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента

Цели всегда имеют четкие количественные критерии их достижения и временной горизонт, срок, к которому они должны быть достигнуты. Это отличает их от миссии – смысла существования организации вообще, без конкретизации отдельных показателей и сроков достижения. Цели могут устанавливаться в различных звеньях деятельности организации: в сфере финансового результата, в сфере сбыта, в сфере производства, в сфере кадрового обеспечения и т.д.

Например, формулировкой цели может быть: увеличить прибыль отчетного года в сравнении с прошлым годом на 30 %. Это будет общая цель, или цель первого порядка. Для ее достижения потребуется целый ряд взаимосвязанных действий разных исполнителей. Поэтому из цели первого порядка вытекают цели второго порядка, или задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели первого порядка. Задачи распределяются между исполнителями, обеспечивается контроль за их выполнением. Например, для поставленной общей цели могут быть сформулированы следующие задачи: заместителю директора по производству обеспечить снижение брака на 15 % и поиск резервов снижения себестоимости на 10 %; начальнику отдела сбыта обеспечить снижение остатков нереализованной продукции на складе и т.п.

Дерево целей – на практике используются методы построения целевой модели в виде деревовидного графа (дерево целей), вершиной которого становится цель первого порядка, а ветвями – цели второго порядка, решение которых обеспечивает достижение главной цели.


Цели управления в зависимости от временного горизонта их достижения могут быть оперативными (от нескольких часов до нескольких рабочих дней или недель), тактическими (от нескольких месяцев до 1 года), стратегическими (свыше 1 года, а в некоторых отраслях с низкой оборачиваемостью и длительным производственным циклом – свыше 2-3 лет).

Иерархические уровни менеджмента на предприятии представлены низшим, средним и высшим уровнями (звеньями) управления.

К низшему уровню управления относят должности руководителей, в подчинении которых находятся конечные исполнители. Например, это должности начальников (мастеров) участков, бригадиров. Они осуществляют оперативное управление.

К среднему уровню управления относят должности руководителей линейных отделов, начальников цехов. В компетенции менеджеров среднего уровня находятся вопросы тактического управления, а также оперативного контроля деятельности руководителей низшего звена.

К высшему уровню управления относят должности топ-менеджеров, генерального директора, его заместителей, которые разрабатывают стратегические управленческие решения.

Исходя из этого, по критерию сроков достижения поставленных целей выделяют следующие виды менеджмента:

1. Стратегический менеджмент.

2. Тактический менеджмент.

3. Оперативный менеджмент.

Кроме того, выделяют функциональные виды менеджмента в зависимости от того, в какой функциональной сфере деятельности осуществляется управление. Это следующие функциональные виды менеджмента.

1. Производственный менеджмент: организация производственного процесса, снабжение сырьем, расчет производственной программы и т.п.

2. Менеджмент качества: контроль качества сырья, незавершенного производства, готовой продукции, обеспечение соответствий стандартам в области качества.

3. Финансовый менеджмент: оценка финансового состояния, поиск источников финансирования, оценка экономической эффективности и сроков окупаемости, поиск резервов роста прибыли.

4. Кадровый менеджмент: процедуры подбора, отбора и найма персонала, обучение персонала, аттестация рабочих мест, изучение мотивации работников, стимулирование труда.

5. Маркетинг-менеджмент: ценообразование, ассортиментная политика, брендинг, исследование рынка, изучение спроса и потребностей покупателей, выбор каналов сбыта, развитие торговой сети, реклама, скидки, стимулирующие акции и т.п.

6. Инновационный менеджмент: организация НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), вопросы патентной защиты и т.п.

7. Риск-менеджмент: оценка и управление рисками, страхование предпринимательских рисков, ответственности, имущества.

8. Тайм-менеджмент: управление рабочим временем менеджера, снижение потерь рабочего времени, научная организация труда.

9. Селф-менеджмент: управление собственной карьерой, планирование обучения, карьерного роста.

В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия выделяются отраслевые виды менеджмента: аграрный, промышленный, банковский и т.п.

30. Характеристика общих функций менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль

Общие или универсальные функции менеджмента – это те функции, которые свойственны процессу управления в любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности (сельское хозяйство, промышленность, образование, религия, культура, транспорт, связь и т.п. – во всех этих сферах реализуются перечисленные универсальные функции менеджмента). Впервые перечень общих функций менеджмента сформулировал Анри Файоль (его работа «Общее и промышленное управление», 1916 г.).

Планирование – это разработка программы действий предприятия в сферах снабжения, производства, сбыта, финансов, кадров и в других сферах на перспективу. Планы могут быть оперативными, тактическими, стратегическими. Основные инструменты планирования – это расчетные методы и методы моделирования и прогнозирования. На основе прогнозов могут быть составлены планы. Например, финансовое планирование включает в себя: прогноз объемов реализации, календарный план движения денежных средств, расчет точки безубыточности (объем продаж, при котором покрываются все расходы, но прибыли еще нет).

Организация предполагает разделение полномочий и ответственности между подразделениями и иерархическими уровнями управления; четкую формулировку целей и задач, доведение их до исполнителей; создание условий для проявления инициативы и ответственности, четкость должностных инструкций, соотношение централизации и децентрализации в принятии решений, делегирование полномочий по принятию решений на нижестоящие уровни иерархии.

Координация предполагает наличие коммуникационных связей между смежными звеньями и подразделениями для обеспечение взаимосвязанности их деятельности. Кроме вертикальных связей между высшими и низшими уровнями иерархии должны быть горизонтальные связи между подразделениями одного иерархического уровня.

Мотивация – эта функция менеджмента предполагает учет совокупности движущих сил, побуждающих работника к труду, а также их формирование, корректировку и воздействие на них. В процессе работы с персоналом в организации создается система мотивации и стимулирования работников. Стимулы – это рычаги воздействия на те или иные мотивы, стимулы позволяют удовлетворить потребности индивида. Выделяют материальное и нематериальное стимулирование.

Контроль – выполняет функцию обратной связи между руководителем и исполнителями, позволяет учитывать результаты деятельности организации. Контроль должен учитывать сроки, объемы, качество исполнения порученных работ. Из результатов проведенного контроля должна вытекать система санкций и вознаграждений исполнителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: