Общий вид процесса обучения, осуществляемого идеальной интеллектуальной обучающей системой, можно представить следующей схемой:
Цикл обучения начинает модуль педагога (стратегический уровень). Анализируя состояние модели обучаемого, он определяет очередную подцель обучения, очередную учебную задачу. Обучаемый решает поставленную задачу в диалоге с системой. Модуль педагога (тактический уровень) наблюдает за действиями обучаемого и контролирует их, дает ответы, отвечает на просьбы обучаемого о помощи. Для проверки правильности действий, поиска ошибок, оказания помощи активно используется модуль эксперта предметной области. Поддержку диалога с обучаемым обеспечивает модуль интерфейса. Модуль анализа действий анализирует с помощью эксперта предметной области работу обучаемого, выявляет его сильные и слабые стороны, определяет причины заблуждений и изменяет модель обучаемого. После того как очередная задача завершена и в модель обучаемого внесены изменения, цикл обучения закончен, и интеллектуальная обучающая система готова начать следующий цикл. Цикл обучения может иницировать и сам обучаемый, начав решать собственную задачу. В любом случае преемственность процесса обучения на новом цикле будет обеспечена благодаря модели обучаемого.
|
|
Интеллектуальная среда.
Под интеллектуальной средой понимается такой программный продукт, который позволяет объединять достоинства человека и компьютера, рассматриваемых и качестве инструмента познания. Иными словами, речь идет о разделении труда.
В интеллектуальных средах часто используются мультисреды (мультимедиа), когда общение компьютера с учеником идет с использованием сразу многих модальностей (изображение, музыка, речь и т. д.). Мультисреды обычно сочетаются с гиперсредами.
Гиперсреда — это обобщение понятия гипертекста — нелинейного способа представления текстовой информации. Гиперсреда представляет собой сеть, в узлах которой могут находиться тексты, картинки, видео, анимация, звук или исполняемые программные модули, более подробно раскрывающие содержание вершины, чем ее имя в сети. Таким образом, гиперсреда, как правило, базируется на активном использовании мультисред.