Компьютерная специфика тестовых заданий

Создание специфических компьютерных тестов, задания или стимульный материал которых не может быть представлен без компьютера, — это еще один важный качественный эффект развития психодиагностики. В этом случае компьютер становится необходимым участником психодиагностического эксперимента.

В основе конструирования таких методик лежат достаточно веские основания, отражающие скорее психологические эффекты, легко реализуемые на компьютере в процессе программирования.

Клайн (1994) приводит несколько примеров заданий для специфических компьютерных тестов вместе с их обоснованием. Опишем и прокомментируем эти и некоторые другие примеры.

1. В процедуру тестирования с помощью некоторых личностных методик можно ввести измерение латентного времени ответа. Обоснование здесь заключается в следующем: для вызывающих беспокойство заданий латентное время ответа должно быть больше. В качестве примера Клайн (1994) указывает опросник Айзенка (EPQ — Eysenck Personality Questionnaire), подтверждение валидности которого можно сформулировать так: у испытуемых с высокими показателями по 14-шкале будет увеличиваться латентный период ответа на задания, входящие в эту шкалу.

2. Можно не только использовать уже известные методики, но и конструировать специальные задания, требующие, например, ответа «нравится — не нравится» или «люблю — не люблю», и также замерять латентное время ответа. В качестве обоснования здесь выступает известное в психологии понятие комплекса, введенное К. Г. Юнгом, а также разработанный им словесно-ассоциативный тест [Юнг, 1996]. Напомним, что комплекс, по Юнгу, это ряд образов, аффектов, идей, которые фуппируются вокруг тематического ядра и при определенных обстоятельствах могут иметь собственное сознание и вести себя авто­номно. Существование комплексов Юнг доказывал с помощью сло­весно-ассоциативного теста: испытуемому предъявлялось слово-стимул и замерялось время реакции (психофизиологической или сенсомоторной). Юнг отмечал несостоятельность реакции (время ре­акции увеличивалось) в том случае, когда слово-стимул было связано с комплексом.

В качестве примера компьютерной методики, основанной на изме­рении психофизиологических реакций человека, можно привести раз­работанную на кафедре психофизиологии Санкт-Петербургской Во­енно-Медицинской Академии компьютерную методику выявления суицидальных групп риска под названием «Сигнал» [Зотов, Петрукович, 2001; Зотов, Петрукович, 2002; Петрукович, Зотов, Иванов, Бон-даренко, 2002].

Особо следует выделить компьютерные психодиагностические ме­тодики, заключение которых основано на измерении объективных психофизиологических характеристик человека. Как правило, здесь используются специальные приборы (например, ЭКГ, ЭЭГ и др.), фиксирующие изменение состояния человека. Объективные характеристики вводятся в компьютер в качестве исходных данных и обрабатываются с помощью процедур технологии анализа данных. Ярким примером является «Программно-аппаратный комплекс СМ8», осуществляющий мониторный контроль свойств и состояний психичес­кой деятельности и определяющий свойства психики по результатам компьютерного анализа сердечного ритма обследуемого путем сопо­ставления полученных данных с данными психически здоровых и разных категорий душевнобольных (www.bsfrolov.narod.ru).

3. Возможно создание специальных заданий, где испытуемому предлагается сделать какой-либо выбор, например, сформулировать заключение о подобии длины отрезка из числа предложенных или выбрать похожую фигуру. Обоснованием здесь является тот факт, что время реакции на суждение испытуемого тесно коррелирует с интеллектом.

4. Предъявление испытуемому вращаемых фигур с просьбой их идентифицировать —- еще одно специфически компьютерное тестовое задание. Такая методика может измерять способности к пространственной ориентации.

5. Существует так называемый стандартный тест скрытых изображений, размещенных в матрице из точек. Реализация этого метода на компьютере дает широкую вариативность, имеющую психодиагностическое значение.

6. Клайн (1994) приводит пример объективного компьютерного теста настойчивости, в котором испытуемый с помощью компьютера должен решать задачу подсчета точек с негативной обратной связью: в случае правильного ответа испытуемый информируется о том, что он осуществил подсчет неверно, и наоборот. Обоснованием этого теста является тот факт, что настойчивые испытуемые будут продолжать выполнять задание дольше при условии, что им разрешено прекратить работу по собственному желанию.

7. Особый класс компьютерных методик — психодиагностические мультимедийные системы предполагают использование в психодиагностике новых возможностей компьютерных технологий — мультимедиа и систем виртуальной реальности. Мультимедиа позволяет работать с динамической графикой, движущимися, статическими видеоизображениями, высококачественными речью и звуком, что может существенно расширить диапазон компьютерного инструментария путем создания методик, основанных на динамической или полимодальной стимуляции испытуемых. Системы виртуальной реальности порождают эффекты «погружения» человека в сгенерированный или смоделированный компьютером мир. Эти эффекты способствуют созданию еще одного класса психодиагностических методик — методик, реализующих модели, максимально приближенные к реальной деятельности испытуемого. Однако разработка таких психодиагностических инструментов, по-видимому, дело будущего.

Эти примеры показывают широкий диапазон и спектр компьютерных тестовых заданий, которые благодаря развитию информационных технологий могут быть реализованы на сегодняшний день. Все, что необходимо для этого, — воображение, творческий подход и мастерство выполнения технических процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: