Литературная теория

Сущность искусства определяет в «Этике». Оно для него создание нового. Признавал воспитательное значение, включил в систему учения о государстве.

«Поэтика» (дошла не полностью, возможно, является конспектом лекций). Сущность искусства – подражание, творческое воспроизведение действительности. Это особая форма познания, как и наука, но у него другие средства. Разделяет по подражаниям (чему и как): звуки – музыка и пение (гармония и ритм); пластические искусства – живопись и ваяния (краски и формы); танец (ритмические телодвижения).; литература (слова и метры). Литература возникла из простых импровизаций вследствие чувства ритма и гармонии.

Виды творчества:

1) Средства подражания

2) Предмет подражания (трагедия – лучшие люди, комедия – худшие)

3) Способ подражания (становясь как Гомер посторонним рассказу, или от своего лица, или изображая всех действующими)

Причины возникновения поэзии:

- Человеку присуще подражать (отличие от других живых существ)

- Подражание доставляет удовольствие

Виды поэзии (по способам подражания):

1) Эпос – объективный рассказ

2) Лирика – личное выступление рассказчика

3) Драма – изображение событий в действии

Поэзия изначально была эпической и сатирической, потом разделилась на трагедию и комедии. П. выражает общую мысль в конкретных образах. «Задача поэта вовсе не в том, чтобы рассказывать о действительных событиях, а о таких, которые могли произойти и какие возможны по вероятию или в силу необходимости». Историк рассказывает о действ. событиях, поэтому поэзия более философская, серьезная и выражает общее. В п. главное содержание, а не форма. Главное внимание на трагедию. «Трагедия есть подражание действию серьезному и законченному, имеющему определенный объем, посредством слова, украшенного в отдельных частях особо каждым его видом», посредством введения действующих лиц, а не посредством рассказа, и совершающее действием жалости и страха очищение подобных чувств». Составные части трагедии: фабула, характеры, мысли, сцен. обстановку, текст и муз. композицию. Внешнее деление трагедии: пролог, эпизодий, эксод, парод, стасим, песни со сцены и коммы. Единство времени (продолжительность действия): предел величины, в границах которого могут происходить переходы от несчастью к счастью или наоборот.. Единство действия: фабула должна быть воспроизведением единого и при этом цельного действия,она его подражание («Одиссея», «Илиада»). Единство места. «Царь Эдип» Софокла – идеальная иллюстрация 3-х единств. Понятие катарсис (очищение чувств). Истолкования: эпоха Возрождения – религиозное очищение; П. Корнель (17в.) – «очищение страстей»; Г.Э. Лессинг (18в.) – очищение страстей, освобождение от крайностей и превращение в добродетельные наклонности; Я. Бернайс (19в.) – облегчение болезненного чувства; Ленерт – душевное облегчение после напряжения. Также рассматриваются понятия: виды трагедии (запутанная, патетическая, нравов, фантастическая),перепитии, узнавания, характеры. «Комедия – это воспроизведение худших людей не по своей порочности, а в смешном виде». Даются советы поэтам. Часть о словесном изложении.

«Риторика». Близка по содержанию к «Поэтике». Философская теория ораторского искусства. Разбирает мотивы, основанные на характеристике говорящего и слушающего. Рассматривает страсти и характеры применительно к положению и возрасту людей, из этого классификация психологических состояний. Устанавливает нормы речи.
26. Философская проза: эстетические взгляды Платона.

Платон (427-347гг.) – родом из Афин, принадлежал к высшей аристократии. Строил планы преобразование политического и социального строя («Государство», «Законы»). Хотел осуществить свои планы при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего, был продан в рабство и случайно выкуплен знакомым. Учился у разных философов, особенно у Сократа. Сохранилось 43 цельных произведения (почти все). В основном построены как диалоги. Объективный идеалист. Действительность призрачна, подлинны – идеи. Знаменательное сочинение – диалог «Государство»: высшее выражение справедливости в государстве, каждому влоздается по заслугам. Его идеальное гос-во аристократическое. Главное руководство принадлежит правителям-философам. Четкое еление на классах. В «Законах смягчил это. Философские взгляды старался изложить в художественной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: