double arrow

Договор на проведение маркетинговых исследований

Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием [1].

Основная задача маркетинговых исследований — снизить уровень коммерческого риска.

Складывающиеся договорные отношения входят в сферу регулирования предпринимательского права. Специальных норм, посвященных договору на проведение маркетинговых исследований, в законодательстве РФ нет. Бесспорно, к рассматриваемым отношениям применим ряд положений Гражданского кодекса РФ. Например, сделки (глава 9), понятие и условия договора (глава 27), заключение договора (глава 28), изменение и расторжение договора (глава 29) и др.

Результаты исследований используются заказчиком для предпринимательской деятельности.

Заказчиком может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, то есть лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью — самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Также заказчиками по договорам на проведение маркетинговых исследований могут быть некоммерческие организации — по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых они созданы, при условии, что это служит достижению этих целей).

Исполнителем могут выступать специализированные организации (консалтинговые, маркетинговые, рекламные агентства и др.), научные учреждения, учебные заведения, отдельные ученые или лица, обладающие необходимой квалификацией. Заказчиком и исполнителем должны быть лица, обладающие гражданской правосубъектностью.

В законе имеет смысл установить обязанность исполнителя провести исследования лично. Возможность поручения исполнителем проведения отдельных элементов маркетингового исследования третьим лицам должна согласовываться с заказчиком.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В законе указано, что существенным для всех гражданско-правовых договоров является условие о предмете (ст. 432 ГК РФ). Для того чтобы другие условия (цена, срок и т.п.) стали необходимы для заключения рассматриваемого договора, обязательно заявление от одной из сторон.

Договор на проведение маркетингового исследования должен предусматривать разработку задания как промежуточный этап исполнения договора, и по его результатам сторонами на основе взаимного согласия должно приниматься решение о целесообразности проведения исследования, либо в договоре должен предусматриваться пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке при наличии ряда условий.

В настоящее время отсутствует законодательное определение требований к отчету о маркетинговом исследовании, что вынуждает стороны в каждом конкретном договоре описывать требования, которым должен отвечать отчет. Законодательное закрепление ряда требований к отчету и к самому исследованию способно предупредить злоупотребления со стороны участников отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: