Активизация и стимулирование предусматривают изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.
Мотивация связана с необходимостью удовлетворения человеческих потребностей, теория которых была создана А. Маслоу. Потребности человека не равноценны, а имеют сложную неравнозначную структуру.
Все потребности делятся на две группы - базисные и производные. Базисные потребности носят постоянный характер и имеют свою иерархию; производные - изменяются и иерархии не имеют.
Базисные потребности имеют пять уровней (по восходящей):
1-й уровень - физиологические и сексуальные потребности (в воде, пище, продолжении рода);
2-й уровень - потребности существования (в безопасности, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, стабильности);
3-й уровень - социальные потребности (в совместном труде, принадлежности к коллективу, внимании к себе, заботе об окружающих);
4-й уровень - престижные потребности (в уважении, статусе, служебном росте);
|
|
5-й уровень - духовные потребности (в творчестве, самовыражении).
Первые два уровня базисных потребностей называются первичными и являются врожденными. Следующие три уровня называются вторичными и имеют приобретенный характер.
Ценность потребностей на каждом уровне различна. Потребности вышележащего уровня становятся насущно актуальными лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
ПРОИЗВОДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - это потребности в благополучии, справедливости, порядке, одинаковых законах и правилах морали для всех людей. Производные потребности имеют одинаковую ценность и именно поэтому в иерархии не нуждаются.
Изучение потребностей персонала дает в руки менеджера научный инструмент для понимания мотивации работников с целью их обоснованного стимулирования и активизации. Механизм активизации и стимулирования работников подробно изложен ниже (при рассмотрении экономических, социально-психологических и воспитательных методов менеджмента).