На груз влияют гидрометеорологические факторы, которые зависят от географической широты, времени года рельефа и планировки порта.
Изменение температуры в порту бывает 3 видов: суточные, годовые, эпизодические. С изменением широты в сторону увеличения суточные колебания температуры уменьшаются от 15 – 20°С на экваторе до 1 – 2°С на полюсах, а годовые возрастают от 1 – 5°С до 20 – 30°С. Эпизодические зависят от погоды и могут достигать нескольких градусов в час.
Максимальная относительная влажность наружного воздуха бывает ночью и утром перед восходом солнца, а минимальная – около 13 часов.
Летом колебания относительной влажности воздуха и течение суток более значительные, чем зимой. Наибольшие средние месячные величины относительной влажности наружного воздуха наблюдаются н холодный период года (октябрь – март), наименьшие в теплый (апрель – сентябрь).
В течение рейса 3 вида изменений – общерейсовые, суточные, эпизодические.
общерейсовое изменение температуры (до 30°С и выше) вызывает теплообмен в грузах, приводящий к подмочке или высыханию груза;
|
|
суточные – меняют влажность, влагоотдача днем, конденсация на ограждениях ночью;
при эпизодических – конденсация влаги на поверхности при повышении температуры и конденсация внутри массы груза при ее понижении.
Воздействие на груз происходит через поверхность. Сумма потоков энергии изнутри и с наружи равна 0. Образование потоков теплоты в системе “груз–среда” связано с фазовым переходом влаги (конденсация, испарение).
Конденсация происходит из–за:
адиабатического охлаждения (холодильник);
охлаждения поверхностей ниже t.
Образование капель воды (отпотевание) происходит, если холодный груз внести сразу в теплое помещение. При этом теплый воздух, соприкасаясь с холодной поверхностью груза, охлаждается и становится насыщенным.
Конденсация капель воды или инея на поверхности груза происходит не только за счет водяных паров, находящихся в воздухе. При охлаждении груза в его верхних слоях понижается упругость паров. В результате этого пары из более глубоких слоев перемещаются к поверхности груза. Достигая охлажденной поверхности, пары конденсируются.
При герметической упаковке – конденсация на внутренних поверхностях упаковки.
При изменении температуры происходит миграция влаги от участков с большей температурой к участкам с меньшей температуры из–за изменения градиента температур. С возникновением градиента влажности происходит противоположный процесс. Скорость распространения влаги меньше, чем скорость распространения теплоты.
Принципы регулирования тепло–влажностных процессов в трюмах и складах (см лаб. раб. 10).