Навалочные грузы. Воздействие температуры подвергается масса груза глубиной 0,6 –1 м от поверхности, бортов и днища трюма. Масса центральной части груза практически сохраняет температуру, которая была при погрузке. Особенности тепло и массообмена:
начальное гигроскопичное состояние груза в трюме является не стационарным, то есть в различных точках груза значение температуры и влажности разные;
ход и характер изменения температуры и влажности груза в рейсе зависит от начального состояния груза и климатической схемы перехода (N®S, S®N);
при загруженном твиндеке температурное поле трюма зависит от температуры забортной воды;
влага переходит к поверхностным слоям, приводя к их увлажнению и повышению коррозионности;
внутренняя масса груза может слеживаться.
Снижению слеживаемости способствует размещение груза только в трюмах или герметизация помещения.
Генеральные грузы. Центральная часть также имеет значительную температурную инерцию, так как объем воздушных прослоек между единицами груза больше, то и глубина теплового воздействия больше. Под влиянием солнечной радиации днем подпалубное пространство сильно нагревается, а ночью охлаждается и возможна подмочка. Если есть осушительная установка, то она днем включается. Параметры трюмной атмосферы при перевозке гигроскопического груза в основном зависят от параметров груза. Если груз имеет низкую влажность, то повышение точки росы трюмного воздуха при нагревании верхних слоев днем незначительно и не приводит к конденсации влаги на холодных участках. При высокой влажности возможно отпотевание груза.