На микроклимат трюмов влияют следующие факторы:
быстрая смена климатических зон;
ограниченность объемов трюмов и наличие в них источников тепло и влагообмена;
температура и влажность, направление и скорость движения воздуха;
Неправильное вентилирование может еще более усугубить положение и лучше совсем не вентилировать груз, чем вентилировать его неправильно.
высокая теплопроводность ограждений;
рейсовое и суточные колебания солнечной радиации;
конструктивные особенности грузовых помещений;
наличие и режимы работы технических средств регулирования микроклимата;
наличие, масса, способ укладки и теплофизические свойств груза;
открытие или закрытие трюмов.
При плавании в пределах одной климатической зоны, когда перепады температуры наружного воздуха не превышают 5 – 7° С, эффективность вентилирования невелика. Целесообразнее режим герметизации грузовых помещений, чтобы уменьшить влияние суточных колебаний температуры наружного воздуха.
При плавании с севера на юг (из холодных районов в более теплые) температура воздуха в течение рейса будет постепенно повышаться, содержание влаги в нем будет больше, поэтому нецелесообразно вентилировать грузовые помещения наружным воздухом, нагнетая туда лишнюю влагу. Но существует реальная опасность конденсации влаги на поверхности холодного груза, для предотвращения этого следует вентилировать грузовые помещения в режиме рециркуляции. При этом повышение температуры трюмного воздуха и груза происходит за счет контакта движущегося воздуха с нагревающимися металлическими конструкциями корпуса судна (борта, палубы и пр.). Если не вентилировать то, после открытия люков в порту назначения, поверхность груза в течение нескольких часов будет увлажнена, когда в грузовые помещения устремится поток наружного воздуха.
При перевозках с юга на север (из теплых районов в более холодные) вентиляция должна работать (по возможности) в режиме освежения, охлаждая груз и заменяя трюмный воздух на наружный (более холодный с меньшим содержанием влаги). Если не вентилировать, то, из–за понижения температуры, выделяется влага, которая или будет впитана грузом (увлажняя его), или в виде конденсата осядет на более холодных поверхностях набора корпуса судна, стекая вниз и вызывая подмочку нижних ярусов груза. Возможность вентиляции определяется соотношении параметров наружного и трюмного воздуха.
Неправильное вентилирование может еще более усугубить положение и лучше совсем не вентилировать груз, чем вентилировать его неправильно.