Улусы найманов и кереитов

В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами представляла собой крупное центрально-азиатское гос объединение. «Найман» означает «восемь» по числу племен, входивших в конфедерацию. Тесные культурные связи с окруж племенами (канглы, кереиты, уйгуры). Мирные отношения сменялись периодами вражды. После разрушения киданьской державы многие улусы перешли к найманам. Наиболее ранние сведения о кереитах в письм источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами цент группы цзубу. Этнический состав кереитов неоднороден (тюрко-язычные, монголо-язычные). Главная ставка на Орхоне, находилась на важном отрезке торговых путей. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство. Находились под влиянием уйгурской культуры. При дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители, в частности Тимучин. Во2 пол XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на сев до Хуанхэ на юге, Кереиты поддерживали тесные полит и этнокульт отнош с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитая. Кереиты и найманы находились на одном уровне соц-полит развития. Они оформ в самост гос образ — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами. Каждый улус имел свою тер-ию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функцион аппарат управления, представленный органами управ ханской ставкой, войсками и дружиной. Исключ место в -ханская ставка (орда), обычное право, делопроизводство. Должности перед по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень соц и культ развития. К концу XII в. произошло полит возвыш Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромл племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соедин с группами кереитов и меркитов.

2. Казахское ханство во II половине XVI в.

В основе деления каз.общества на сословно-классовые группы лежало не столько имуществ полож-е ск-ко соц происхождение.В 16-17вв соц состав насел каз ханства представлял собой классову структуру феодал общества.К высш-му аристократич сословию-ак-суйек (белая кость)-относ-сь чингизиды:ханы, султаны,огланы или торе, ходжи.чингизиды не принадлежали ни к каким каз племенам и родам,они сост-ли правящую группу общества.Каждый султан мог претендовать на ханский титул,на улус,куда вход.опред.число родов и племен.В своих улусах султанам принадлежала вся полнота административной и судеб власти,они освобожд-сь от несения повинностей в пользу хана.Все остальное население ханства относилось к сословию- кара суйек(черная кость)-не зависимо от имущественного положения.В это сословие входили представители родов и племен-бии. Среди представителей каз-й военно-кочев знати встречались эмиры и беки,т.е.бии разных рангов. Позднее биями назывались также лица,выполнявшие судеб функции,обладавшие юридич.знаниями. бай-лицо,обладавшее богатствами, будь оно происхождением из султанов, родоплеменной знати(биев)или из рядовых членов племени. Постепенно баи стали составлять особую соц категорию каз общества, наибоее многочисленный слой класса феодалов. Наибоее многочисленный слой класса феодалов составляла родовая знать:бии, батыры, старшины. Обчно они стояли во главе родов и подчинялись султанам и ханам.К 3-й группе феодалов относилась высшая иерархия мусульм-х религиозных служителей-ишаны, имамы, хаджмуллы.Они также польз-сь привелегиями.При хане и султанах наход-сь феодально-зависимые люди-тюленгуты,кот обслуживали их хоз-ва,участвовали в воен походах.Основ насел каз хан-ва в 16-18 вв.сост-ли рядовые коч-ки- скотоводы-шаруа, земледельцы-жатаки и простые гаражане-мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов,составлявшие единое сословие-райаты.Беднейшая часть крестьян- наз-сь кедеи(у них был свой скот,но его было не достаточно для того,чтобы прокормить семью) и байгуши(у них не было скота, они вели нищенскую жизнь).В каз хан-ве каждый рядовой коч-к счит-ся воином и в любое вр был обязан явиться к султану или хану для выступления в поход и отражения набега неприятеля.Воинская доблесть счит-сь высшим достоинством кочевника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: