Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования

Оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противоправной деятельности в целях выявления данной противоправной деятельности.

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него.

К предметам и веществам, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен относятся:

- имущество, добытое преступным путем (ст. 175 УК РФ);

- поддельные деньги и ценные бумаги (ст. 186 УК РФ);

- поддельные кредитные расчетные карты и расчетные документы (ст. 187 УК РФ);

- средства доставки, вооружение и военная техника в отношении которых установлен специальный экспортный контроль (ст. 189 УК РФ);

- драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг (ст. 191 УК РФ);

- радиоактивные материалы (ст. 220 УК РФ);

- оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества (ст. 222 УК РФ);

- наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ);

- сильнодействующие или ядовитые вещества (ст. 234 УК РФ);

- порнографическая продукция (ст. 242 УК РФ);

- официальные документы и государственные награды (ст. 324 УК РФ);

- поддельные документы, штампы, печати, бланки (ст. 327 УК РФ);

- оружие массового поражения (ст. 355 УК РФ).

Проверочная закупка обычных предметов и вещей осуществляется на основании рапорта сотрудника оперативного аппарата с обоснованием необходимости ее проведения и предлагаемых затрат.

Проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудниками оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению, в том числе оказывающим конфиденциальное содействие.

В зависимости от целей и организационно-тактических форм проведения этого оперативно-розыскного мероприятия можно выделить три основные вида проверочной закупки: легендированная, контрольная, негласная.

Легендированная проверочная закупка проводится оперативным работником, легендирующим свою принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, либо по его поручению другими лицами с целью выявления фактов незаконной торговли, владения запрещенными предметами, сбыта похищенного имущества, мошенничества и других противоправных действий проверяемых лиц. Результат такой проверочной закупки, как правило, легализуется немедленно и может служить основанием для привлечения лица к уголовной либо административной ответственности. Факт совершенной сделки купли-продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указывается время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного товара. Купленный товар должен быть упакован и опечатан для дальнейшего направления его на экспертизу или исследование.

Контрольная закупка проводится на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Ее отличительной особенностью является то, что она, во-первых, давно и широко используется; во-вторых, она в большей степени имеет профилактическую направленность; в-третьих, для контрольных закупок могут использоваться не только мнимые, но и действительные сделки купли-продажи, осуществляемые обычными покупателями. Контрольная закупка легализуется, как правило, немедленно после завершения сделки купли-продажи. Получив товар, лицо, проводящее закупку, объявляет продавцу о цели своих действий с предъявлением документов, удостоверяющих свое должностное положение, и в присутствии понятых производит контрольное взвешивание. Результаты контрольной закупки оформляются актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами.

Негласная проверочная закупка в отличие от предыдущих имеет своей главной целью документирование преступных действий лиц. Ее результаты оформляются справкой оперативного работника, при необходимости объяснениями привлеченных к ее проведению граждан, а также сообщениями лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. К письменным документам должны приобщаться приобретенные образцы товара.

Негласная закупка не предусматривает немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Полученные в ходе негласной проверочной закупки материалы анализируются и приобщаются к делам оперативного учета.

Контролируемая поставка – это способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализации которых ограничена, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.

С помощью контролируемой поставки решаются задачи, которые затруднительно либо невозможно решить с помощью других оперативно-розыскных мероприятий, в частности:

- выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли запрещенными предметами;

- документирование преступных действий всех участников преступных сообществ;

- перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных предметов;

- выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления запрещенных предметов;

- выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, прикрывающих незаконный оборот запрещенных предметов.

Контролируемая поставка предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота проводится только на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Оригинал данного постановления на период проведения контролируемой поставки должен находиться у одного из сотрудников оперативного подразделения, обеспечивающих контролируемое перемещение объектов и может при необходимости использоваться для устранения возникающих в ходе мероприятия препятствий.

Объекты контролируемой поставки можно разделить на две группы: предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен; предметы, находящиеся в свободном обороте.

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся предметы, являющиеся орудием или средством совершения преступления (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые преступным путем (например, похищенный автомобиль) либо грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.

В зависимости от местонахождения исходных и конечных пунктов перемещения объектов контролируемые поставки можно разделить на три вида: внутренние, внешние, транзитные.

К внутренним относятся поставки, осуществляемые по территории Российской Федерации. Их проведение должно согласовываться с руководителями тех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по территории которых перемещается контролируемый объект.

К внешним относятся контролируемые поставки при перемещении товара на территорию иностранного государства. Такие поставки проводятся по согласованию с соответствующими международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств по поручению (указанию) первых руководителей государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или их заместителей. К проведению таких поставок привлекаются таможенные органы и органы федеральной службы безопасности.

Контролируемая поставка – достаточно сложное в организационном плане оперативно-розыскное мероприятие, поэтому для его проведения в обязательном порядке составляются целевые комплексные планы, утверждаемые руководителем и согласованные с руководителями органов и подразделений, привлеченных к проведению данных мероприятий.

В плане указываются:

- основания проведения;

- поставленные цели и задачи;

- используемые силы и средства;

- предполагаемые финансовые расходы;

- мероприятия по документированию преступных действий;

- меры по обеспечению безопасности участников;

- порядок использования полученных результатов.

Запрещается указывать сведения о личности привлекаемых к реализации контролируемой поставки штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Ввиду разнообразия способов проведения контролируемой поставки документальное оформление ее результатов может быть различным: акты осмотра предметов, фото и видеоматериалы, сводки скрытого наблюдения, объяснения граждан и т. д. Кроме того по завершению всего мероприятия инициатором должна составляться итоговая справка о его результатах с указанием возможных источников доказательств и приложением к ней всех промежуточных отчетных документов. Справка не должна содержать сведений, составляющих государственную тайну с тем, чтобы ее можно было передать для приобщения к уголовному делу.

Оперативное внедрение – это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудника оперативного подразделения и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминогенную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с законом данное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В ведомственных нормативных актах выделяют четыре вида объектов оперативного внедрения: организованные преступные группы; отдельные лица, подозреваемые в совершении преступлений; пораженные преступностью предприятия и учреждения, а также жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой.

В качестве субъектов оперативного внедрения могут выступать следующие категории лиц:

- штатные негласные сотрудники оперативных аппаратов, принадлежность которых к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, зашифрована;

- сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;

- иные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- лица, оказывающие конфиденциальное содействие.

Наиболее распространенным субъектом оперативного внедрения являются лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным аппаратам.

В процессе оперативного внедрения на основании ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» оперативные работники в целях конспирации могут использовать документы, зашифровывающие их личность, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и используемых транспортных средств.

Оперативный эксперимент – это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Оперативный эксперимент проводится с целями выявления и задержания лиц, совершающих серийные преступления, а также документирования преступных действий лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.

В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого оперативно-розыскного мероприятия.

К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц.

Правовой основой для такой разновидности оперативного эксперимента кроме ст. 6 Закона об ОРД можно рассматривать и ч. 4 ст. 16, допускающую вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении лицом своего служебного или общественного долга, а также ч. 1 ст. 15, разрешающую создание легендированных предприятий и использование документов прикрытия.

Второй вид оперативного эксперимента, как уже указывалось, имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т. е. он проводится в отношении конкретных лиц.

При проведении оперативного эксперимента должен соблюдаться ряд обязательных требований, к числу которых относят следующие:

- во-первых, условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента должны обеспечивать возможность добровольного выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

- во-вторых, в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения, либо ненавязчивого предложения, или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения;

- в-третьих, при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Для того, чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:

- во-первых, прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента необходимо получить абсолютно достоверную и желательно из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний;

- во-вторых, инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта;

- в-третьих, желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания;

- в-четвертых, воспроизводимые в ходе эксперимента условия должны соответствовать запросам проверяемого лица.

Оперативный эксперимент несмотря на некоторое сходство имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный – на обнаружение преступных проявлений.

Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный – на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна.

В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный – направлен на их возникновение.

В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания его проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного работника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление – актом, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств.

Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: