Комментарий к статье 174.1

1. О понятии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и юридических признаках этого деяния см. комментарий к ст. 174.

2. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1, может быть только то лицо, достигшее возраста 16 лет, которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

3. Одним из способов легализации (отмывания) имущества, приобретенного преступным путем, в комментируемой статье указано использование этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В таком случае легализация произойдет, если преступно приобретенные средства вкладываются в легальный бизнес.

4. В статье 174.1 ничего не говорится о цели совершения финансовых операций и иных сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, однако представляется, что только при наличии цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению таким имуществом финансовые операции и иные сделки, с ним совершенные, можно рассматривать как легализацию (отмывание). Простое распоряжение похищенным имуществом, например израсходование украденных денег или полученных как взятка и т.п., легализацией (отмыванием) не являются.


Вопрос 56. Ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК).

Объектом преступления, предусмотренного ст. 175 УК, являются общественные отношения, регулирующие порядок и основания приобретения права собственности на имущество. Порядок и основания приобретения права собственности установлены в гл. 14 ГК РФ.

Предметом преступления выступает имущество, полученное в результате совершения преступления. К имуществу относятся движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, а равно вещи, изъятые из гражданского оборота (при том условии, что ответственность за действия с ними не установлена другими нормами УК – ст. 222, 228 и др.). Таким имуществом могут быть и деньги, если виновный, например, приобретает иностранную валюту.

Имущество считается заведомо добытым преступным путем в том случае, если лицу, приобретающему или сбывающему его, достоверно известно, что оно находится во владении лица, заполучившего его в результате совершения преступления. Преступление может быть любым из числа указанных в Особенной части УК, причем приобретатель или сбытчик имущества может не знать о подробностях его совершения. Информация об этом может исходить лично от лица, во владении которого находится имущество, либо поступить из других источников.

О том, что имущество получено в результате совершения преступления, могут свидетельствовать такие факты, как очень низкая цена, обстановка, в которой оно приобреталось, и т. д.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 175 состоит в заранее не обещанных приобретении или сбыте имущества, заведомо для виновного добытого преступным путем.

Приобретение имущества представляет собой возмездное или безвозмездное его получение (покупка, дарение, передача в качестве уплаты долга и пр., а также временное хранение) виновным, который берет на себя осуществление правомочий собственника в отношении этого имущества.

Сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, состоит в совершении в отношении этого имущества любых сделок, в результате которых оно переходит в собственность третьего лица (продажа, мена и пр.).

Приобретение или сбыт имущества должны быть действиями, заранее не обещанными лицу, получившему имущество в результате совершения преступления. Если между двумя лицами происходит преступный сговор, в результате которого один берет на себя роль исполнителя преступления, а другой вызывается реализовать, например, похищенное имущество, то такие действия квалифицируются как соучастие в преступлении в форме пособничества.

Преступление является оконченным с момента приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и, как правило, корыстной целью. О направленности умысла свидетельствует то, что виновному известно о происхождении имущества.

Корыстная цель имеет место при приобретении имущества с целью сбыта или его сбыте. Виновный может приобрести имущество с намерением использовать для собственных надобностей, хранить его по просьбе знакомых лиц без какой‑то собственной цели и пр.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16‑летнего возраста.

Квалифицированные виды этого преступления указаны в ч. 2 ст. 175: совершение его группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 175), в отношении нефти, продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 175).

Для определения критерия крупного размера необходимо учитывать положения Примечания к ст. 169 УК о том, что крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб.

Особо квалифицированные виды этого преступления названы в ч. 3 ст. 175: совершение его организованной группой или лицом, использующим свое служебное положение. В последнем случае субъект преступления будет специальный: должностное лицо или лицо, наделенное соответствующими полномочиями в коммерческой организации.


Вопрос 57. Ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК).

Объект преступления, предусмотренного ст. 178 УК, составляют общественные отношения, обеспечивающие условия функционирования товарного рынка, то есть сферы обращения определенных товаров. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определяются Законом от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Объективная сторона преступления выражается в одном из следующих действий: недопущении, ограничении или устранении конкуренции, совершенных путем:

1. установления монопольно низких или монопольно высоких цен;

2. раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности;

3. установления или поддержания единых цен.

Монополистической деятельностью являются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не вхо дящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Ограничение, недопущение или устранение конкуренции является уголовно наказуемым и в тех случаях, когда оно выражается в:

1. разделе рынка, то есть установлении фиксированных долей на рынке определенного товара, а равно занятии доминирующего положения, сопряженного с вытеснением с рынка других субъектов предпринимательской деятельности;

2. ограничении доступа на рынок, то есть воспрепятствовании деятельности конкурентоспособных лиц, осуществляющих оборот товаров, работ, услуг;

3. устранении с рынка других субъектов экономической деятельности, то есть воспрепятствовании их законной деятельности, в том числе путем недобросовестной конкуренции (распространении ложных сведений, способных причинить ущерб и пр.), что влечет приостановление или прекращение их деятельности на рынке;

4. установлении или поддержании единых цен, то есть согласованных действиях, направленных на определение и соблюдение одинаковых цен на группы и виды товаров и услуг.

Обязательным элементом объективной стороны данного преступления является причинение крупного ущерба, который в соответствии с Примечанием к ст. 178 должен превышать 1 млн руб.

Оконченным преступление по ч. 1 ст. 178 является с момента причинения крупного ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16‑летнего возраста.

Квалифицированные виды преступления указаны в ч. 2 ст. 178; они подразумевают совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или лицом, использующим свое служебное положение.

Особо квалифицированным составом монополистических действий (ч. 3 ст. 178) является совершение их с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, либо совершение их организованной группой. Данный состав внешне напоминает объективную сторону вымогательства, но законодателем специально оговорено отсутствие его признаков. От вымогательства это преступление отличается тем, что вымогательство совершается с целью получения чужого имущества, права на него или совершения других действий имущественного характера, что приносит виновному материальную выгоду. Цель же монополистических действий – установление контроля за определенным сегментом товарного рынка.


Вопрос 58. Ответственность за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст.179 УК).

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие свободу заключения гражданами различных видов сделок.

Объективная сторона преступления включает принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Совершение сделки означает заключение соглашения между сторонами в предусмотренной законом форме (устной или письменной), в котором указан порядок возникновения, прекращения или перехода прав и обязанностей.

Отказ от совершения сделки означает нежелание одной из ее сторон совершать действие, порождающее права и обязанности, под влиянием изменившейся обстановки или иных обстоятельств.

Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения подразумевает психическое насилие к одной или обеим ее сторонам, которое выражается в угрозе:

1. применения насилия;

2. уничтожения или повреждения чужого имущества;

3. распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Вид этих угроз сближает рассматриваемый состав с вымогательством, однако законодатель в диспозиции ч. 1 ст. 179 специально указывает на отсутствие его признаков. При наличии признаков вымогательства действия виновного должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 163.

Отличия между вымогательством и принуждением к совершению сделки или отказу от ее совершения состоят в том, что при вымогательстве осуществляется посягательство на собственность, а принуждение имеет другой объект посягательства. Для разграничения этих составов нужно внимательно изучать также мотивы и цели преступления и направленность умысла виновного.

Преступление является оконченным с момента высказывания указанных в ч. 1 ст. 179 угроз.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Целью преступления является волеизъявление при заключении сделок, в отличие от вымогательства, характеризующегося корыстной целью.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 179 называет следующие квалифицирующие признаки этого преступления:

1. применение насилия (п. «б» ч. 2 ст. 179);

2. совершение преступления организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 179).

Данные признаки в значительной степени совпадают с квалифицированными составами вымогательства, и отличие между двумя преступлениями строится по совокупности данных, характеризующих объект и субъективную сторону деяния.


Вопрос 59. Ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК).

1. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт - это часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату (п. 11 ст. 2). Организатор спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится это мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия (п. 8 ст. 2). Спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях (п. 22 ст. 2). Спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию (п. 21 ст. 2).

Конкурс считается коммерческим, если он проводится с целью получения прибыли организаторами конкурса. Участники конкурса также, как правило, получают вознаграждение.

2. Уголовный закон предусматривает ответственность как за подкуп названных в нем лиц (ч. 1 и 2 ст. 184), так и за получение ими незаконного вознаграждения имущественного характера (ч. 3 и 4 ст. 184).

3. Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество (валютные ценности, различные вещи, в том числе недвижимые), а также предоставляемые без оплаты (или по явно заниженной стоимости) услуги имущественного характера (например, путевка за границу и т.п.).

4. Объективная сторона подкупа заключается в передаче лично или через посредника названных выше имущественных ценностей или в предоставлении услуги имущественного характера спортсмену-профессионалу, судье спортивного соревнования, тренеру, руководителю команды, другому участнику или организатору профессиональных спортивных соревнований, а также лицу, являющемуся организатором или членом жюри зрелищного коммерческого конкурса. К числу других участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований можно отнести начальника команды, спортивного комиссара, инспектора матча, секунданта, массажиста, стартера, автомеханика при проведении ралли и др.

Подкуп признается оконченным преступлением при условии принятия хотя бы части незаконного вознаграждения спортсменами или другими участниками и организаторами спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Не имеет значения, выполнено ли обещанное лицом, принявшим вознаграждение, повлиял ли подкуп на результаты соревнования или конкурса. Необходимо лишь, чтобы стороны осознавали, что материальные ценности или услуги передаются с целью оказать влияние на результаты соревнования или конкурса. Если вознаграждение не принято, то попытка его передачи или предоставления имущественной услуги рассматривается как покушение на подкуп.

Как правило, при подкупе передача вознаграждения или хотя бы его части предшествует выполнению желательных для подкупающего действий со стороны спортсмена и других названных в законе лиц. Возможны случаи, когда незаконное материальное вознаграждение вручается по окончании соревнования или конкурса, но этому предшествовала предварительная договоренность о вознаграждении, которая определила поведение участников или организаторов спортивного соревнования (зрелищного конкурса).

В практику проведения спортивных соревнований широко вошло так называемое стимулирование спортсменов путем вручения им не предусмотренного никакими контрактами материального вознаграждения функционерами другого профессионального клуба или иными лицами с тем, чтобы получившие такое вознаграждение спортсмены приложили максимум усилий для победы над соперником - конкурентом в борьбе за призовые места, за нахождение в высшей профессиональной лиге и т.п. Представляется, что подобное стимулирование подпадает под признаки составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей.

5. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 184, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Преступление совершается с прямым умыслом и с целью оказать влияние на результат профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Мотивы подкупа обычно корыстные, но возможны и любые другие.

6. Если незаконное вознаграждение передается в несколько приемов, охватываемых единым умыслом, за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для подкупающего результата, содеянное рассматривается как единое продолжаемое преступление.

Напротив, если с целью достижения нужного ему результата лицо, осуществляющее подкуп, передает вознаграждение нескольким лицам по отдельности, вступая в соглашение с каждым из них самим по себе, содеянное представляет собой совокупность преступлений (ч. 1 ст. 17 УК).

7. О понятии организованной группы см. комментарий к ч. 3 ст. 35.

8. Закон дифференцирует ответственность за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера для спортсменов-профессионалов (ч. 3 ст. 184) и для спортивных судей, тренеров, руководителей команд, других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторов и членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 4 ст. 184). И в том и в другом случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения этими лицами, независимо от того, выполнили ли они обещанное, повлияло ли их поведение (действие или бездействие) на достижение цели, к которой стремилась подкупающая сторона. Необходимо, чтобы данные лица понимали, что вознаграждение принимается ими незаконно, а передано оно с целью оказать влияние на результаты спортивного соревнования или зрелищного конкурса.

9. Субъектом преступления по ч. 3 и 4 ст. 184 являются лица, непосредственно названные в законе, достигшие возраста 16 лет, как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства.

10. В отличие от законов об ответственности за взяточничество и за коммерческий подкуп в ст. 184 никакие специальные основания освобождения от ответственности лиц, совершивших подкуп, не предусмотрены. Нужно, однако, иметь в виду, что деяния, предусмотренные ч. 1, 3 и 4 ст. 184, - преступления небольшой тяжести, а ч. 2 ст. 184 - средней тяжести. Следовательно, применим институт деятельного раскаяния (ст. 75 УК), способный повлечь освобождение от уголовной ответственности.


Вопрос 60. Ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК).

Объектом преступления, предусмотренного ст. 186, является денежная система РФ или иностранного государства, если совершается подделка их валюты, а также отношения в сфере обращения ценных бумаг.

К предмету преступления относятся: поддельные банковские билеты Центрального банка РФ, металлическая монета, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте.

Объективной стороной преступления выступает одно из двух деяний:

1. изготовление поддельных денег или ценных бумаг;

2. сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Изготовление поддельных денег или ценных бумаг означает их частичную подделку или создание полностью поддельных денег или ценных бумаг. Поддельные деньги могут быть изготовлены вручную (например, путем наклейки на банкноту одного достоинства элементов другой банкноты), с помощью компьютерной техники, с помощью специальных клише и пр.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг представляет собой любые действия по возмездной или безвозмездной их передаче другим лицам (использование поддельных денег как платежного средства в торговой сети, средства уплаты долга и пр.). Приобретение заведомо поддельных денег или государственных ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ст. 186 УК.

Изготовление фальшивых денежных знаков или государственных ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или государственная ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг является оконченным с момента передачи их другому лицу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для изготовления поддельных денег или ценных бумаг характерна специальная цель – их последующий сбыт. Отсутствие цели сбыта в этом случае исключает ответственность по ст. 186. Сбыт поддельных денег совершается, как правило, с целью извлечения материальной выгоды.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» указывается, что уголовной ответственности за сбыт поддельных денег подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или государственных ценных бумаг, сознающие это, но использующие их как подлинные.

Квалифицированный состав изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг установлен в ч. 2 ст. 186: совершение преступления в крупном размере.

Понятие крупного размера законодателем раскрыто в Примечании к ст. 169 УК: он должен превышать сумму в 250 тыс. руб.

Особо квалифицированный состав преступления указан в ч. 3 ст. 186, предусматривающей ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенные организованной группой.


Вопрос 61. Ответственность за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо рас­четных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК).

Объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие деятельность кредитных организаций по выпуску кредитных или расчетных карт и иных платежных документов.

В качестве предмета преступления могут выступать:

1. кредитные карты – карты безналичной оплаты для расчетов в торговой сети;

2. расчетные карты – карты, с помощью которых дебетируется расчетный счет в банке;

3. иные платежные документы – документы, не являющиеся ценными бумагами, но содержащие обязанность оплатить определенную денежную сумму.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 187, выражается в:

1. изготовлении с целью сбыта поддельных кредитных, расчетных карт или иных платежных документов;

2. сбыте аналогичных предметов.

Изготовление и сбыт осуществляются аналогично деяниям, предусмотренным ст. 186 УК, различаясь только по предмету преступной деятельности.

Изготовление поддельных кредитных или расчетных карт, иных платежных документов считается оконченным в момент их сбыта другому лицу, поскольку законодатель установил специальную цель – сбыт. Изготовление их с иными целями состава преступления не образует.

Сбыт этих предметов считается оконченным с момента передачи их хотя бы одному лицу в качестве средства оплаты, в счет долга и пр.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цель преступления, выразившегося в форме изготовления поддельных карт или платежных документов, – их последующий сбыт. При совершении сбыта этих предметов целью является использование поддельных карт или платежных документов в качестве средств оплаты.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Должностное положение виновного в кредитной организации, облегчающее сбыт поддельных карт или платежных документов, влияния на квалификацию не оказывает.

Квалифицированный вид преступления установлен в ч. 2 ст. 187. Повышенную ответственность влекут преступные действия, совершенные организованной группой.


Вопрос 62. Ответственность за контрабанду (ст. 188 УК).

Объектом преступления, предусмотренного ст. 188, являются правила, регулирующие порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, в том числе изъятых из оборота, экономическая стабильность государства. Факультативным объектом могут выступать общественная безопасность и здоровье населения.

Предмет преступления по ч. 1 ст. 188 составляют незаконно перемещаемые через таможенную границу: товары или иные предметы (деньги, в том числе иностранная валюта, кредитные карты, транспортные средства и т. п.), которые могут быть реализованы на территории РФ или за ее пределами.

Объективная сторона по ч. 1 ст. 188 заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров:

1. помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

2. с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

3. сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием перемещенных товаров.

Таможенную территорию РФ составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, свободные таможенные зоны и свободные склады. Таможенная граница совпадает с государственной границей РФ, а также включает в себя пределы находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории РФ.

Перемещением через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11 ТК является совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Таким образом, перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля представляет собой действия по ввозу и вывозу товаров, совершенные вне таможни, таможенных постов или иных мест проведения таможенного контроля либо вне времени их работы.

Перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, состоит в укрывании, утаивании предметов контрабанды от досмотра, хотя лицо, перемещающее товары, не уклоняется от прохождения таможенного контроля. Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

Совершение контрабанды с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации состоит в предоставлении таможенным органам поддельных, содержащих недостоверные сведения или полученных незаконным путем документов о происхождении товаров и иных документов, необходимых для таможенных целей, а также поддельных средств идентификации.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Контрабанда, сопряженная с недекларированием или недостоверным декларированием предметов, перемещаемых через таможенную границу, состоит в прохождении таможенного контроля без декларирования товаров или во внесении в таможенную декларацию сведений, не соответствующих действительности. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Обязательным элементом контрабанды является крупный размер перемещаемых через таможенную границу предметов, который в соответствии с Примечанием к ст. 169 имеет место, когда стоимость перемещенных товаров превышает 250 тыс. руб. Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а при отсутствии таких цен – из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов.

Противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения валюты через таможенную границу РФ и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недеклари‑руемый ее ввоз лишь в сумме сверх разрешенной законом (без оформления декларации разрешается перемещать через границу денежные суммы, эквивалентные 10 тыс. долларов США).

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.

Когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры – с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из‑под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию РФ товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории РФ, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цель преступления – уклонение от прохождения таможенного контроля или сокрытие от него перемещаемых предметов.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет (в том числе не только гражданин РФ, но также иностранец или лицо без гражданства).

Часть 2 ст. 188 устанавливает ответственность за контрабанду, совершенную в отношении специальных предметов: наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ, ядовитых веществ, отравляющих веществ, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важных сырьевых товаров, культурных ценностей.

Часть 3 ст. 188 устанавливает ответственность за контрабанду товаров и иных предметов, а равно предметов, изъятых из гражданского оборота, если она совершена:

· должностным лицом с использованием служебного положения, то есть специальным субъектом, в служебные полномочия которого входит перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу (к указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды);

· с применением насилия в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль, – здесь учитывается любое физическое воздействие (нанесение ударов, связывание), в том числе повлекшее причинение различной степени тяжести вреда здоровью должностного лица таможенных органов.

Часть 4 ст. 188 предусматривает наиболее строгую ответственность за контрабанду, если она совершена организованной группой. Следует отметить, что при совершении контрабанды группой лиц или группой лиц по предварительному сговору преступление квалифицируется в зависимости от обстоятельств дела по ч. 1–3 ст. 188.


Вопрос 63. Ответственность за незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК).

1. В соответствии с Федеральными законами от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 19.07.98 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и от 18.07.99 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности, а также соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания действует система экспортного контроля. Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона "Об экспортном контроле"). Методом экспортного контроля является, в частности, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающими лицензирование или иную форму их государственного регулирования.

2. Предметом преступления являются сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы и услуги, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, технологий, научно-технической информации, работ и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (контролируемые товары и технологии), определяется списками (перечнями), устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ по представлению Правительства РФ также утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения. Вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

3. Объективная сторона может быть выражена одним из следующих действий: 1) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; 2) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; 3) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; 4) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Во всех случаях указанные действия совершаются незаконно, т.е. в нарушение установленного порядка и правил экспортного контроля. В статье 30 Федерального закона "Об экспортном контроле" к числу нарушений законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля отнесены: осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями без лицензий или разрешений; получение лицензий или разрешений посредством представления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; нарушение требований и условий лицензий или разрешений и др.

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступления могут быть любыми, за исключением желания оказать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

5. Субъект преступления специальный - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (см. примечание к ст. 189).

6. Проблема разграничения преступлений, предусмотренных ст. 189, и контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК) возникает в случае незаконного экспорта сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль, поскольку в иных случаях, предусмотренных ст. 189, либо вообще нет пересечения таможенной границы, что необходимо для контрабанды, либо отсутствуют предметы контрабанды. Следует иметь в виду, что суть контрабанды заключается в незаконном перемещении соответствующих товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д., тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, указанных в ст. 189, ответственность должна наступать именно за контрабанду. Субъектом контрабанды могут быть и лица, не наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

7. Незаконный экспорт или передача технологий, научно-технической информации, сырья, материалов, оборудования и т.д., которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, квалифицируются как государственная измена, если эта информация и сведения составляют государственную тайну и переданы иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а равно если они не являлись государственной тайной, но передавались по заданию иностранной разведки также для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Незаконный экспорт или передача соответствующих технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, лицом, которое имело допуск к этим сведениям или которому они были доверены или стали известны по службе и к тому же наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, при отсутствии признаков государственной измены квалифицируется по совокупности ст. 189 и 283 УК.


Вопрос 64. Ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191 УК).

Объектом преступления являются правила оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.

Предмет преступления составляют драгоценные металлы, драгоценные камни и жемчуг.

Статья 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41‑ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» дает следующие определения:

1. драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

2. драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 191 состоит в одном из нескольких деяний:

1. совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом, то есть любого действия, направленного на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в отношении этих предметов (как правило, сущность сделки состоит в реализации этих предметов посредством купли‑продажи и пр.);

2. хранение драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга в любом состоянии или виде (кроме ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий) – нахождение этих предметов во владении виновного, не имеющего права на их хранение;

3. перевозка этих предметов – перемещение их независимо от способа транспортировки, а также вывоз за границу или ввоз на территорию России;

4. пересылка – перемещение в форме почтовых или багажных отправлений.

Хранение, перевозка и пересылка должны быть незаконными, то есть совершаться в нарушение установленного порядка лицами, не имеющими таких прав.

Исходя из вышеизложенного сделкой, совершенной в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга с нарушением установленных правил, являются любые действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей в отношении этих предметов, нарушающие требования закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и других нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и камней.

Преступление является оконченным с момента заключения сделки в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга, а если объективная сторона выражена в их незаконных хранении, перевозке или пересылке, то с момента совершения этих действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет, в том числе должностное лицо, чьи обязанности связаны с оборотом драгоценных металлов.

Квалифицирующие признаки преступления установлены в ч. 2 ст. 191:

· крупный размер – в соответствии с Примечанием к ст. 169 крупный размер имеет место при стоимости драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот более чем 250 тыс. руб.;

· соучастие в форме группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.


Вопрос 65. Ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных ме­таллов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 192 УК).

1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ может осуществляться исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию). Федеральным законодательством установлен обязательный порядок передачи добытых и произведенных драгоценных металлов, за исключением самородков, для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"), и приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, самородков драгоценных металлов и добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней управомоченным органам исполнительной власти РФ или субъектов РФ для пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и Порядок работы таких организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.98 N 972.

2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях см. комментарий к ст. 191 УК.

3. Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведения драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

4. Крупный размер нарушения правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней определен в примечании к ст. 169 УК стоимостью предметов преступления, превышающей 250 тыс. руб.

5. Преступление совершается умышленно.

6. Субъектом могут быть физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК), а также должностные лица (примечание 1 к ст. 285 УК). В частности, субъектом рассматриваемого преступления могут быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также физические лица - члены артелей старателей, добывающие полезные ископаемые на основании лицензии, лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, и т.д.

7. Лицо, уклонившееся от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней и совершившее с ними сделку в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, либо хранившее, осуществившее их перевозку или пересылку, подлежит ответственности по совокупности совершенных преступлений (ст. 191 и 192 УК).

8. Лица, незаконно, без лицензии осуществляющие добычу либо производство драгоценных металлов или драгоценных камней и нарушающие требование ст. 192, несут ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и за последующие незаконные сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями, их хранение и т.д.

Полученные в результате незаконных действий ценности обращаются в доход государства. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").


Вопрос 66. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК).

1. Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы (ст. 318).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ). Законом (п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ) предусмотрены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.

По общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня совершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены, как правило, не позднее дня подачи таможенной декларации. Законом предусматриваются и иные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Кроме того, плательщикам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 333 и 334 Таможенного кодекса РФ).

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов (п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ).

Как правило, таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, самостоятельно (п. 1 ст. 324 Таможенного кодекса РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин или налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают их принудительно, однако до этого таможенный орган должен выставить лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (ст. 348 Таможенного кодекса РФ).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. 355 и 356 Таможенного кодекса РФ), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 500 тыс. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий - неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть декларант и лицо, действующее от имени таможенного брокера. В Таможенном кодексе РФ (п. 4 ст. 320) установлено также, что при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. комментарий к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 1 млн. 500 тыс. руб.


Вопрос 67. Ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: