Опорный каркас расселения и ТСХ страны

Идея опорного каркаса – Баранский. Термин введен Хоревым. Рисунок страны образуется дорогами и городами.

ОКР отражает важнейшие географические особенности страны, причем не только особенности размещения производственных сил, но и физико-географических условий (орография, гидрографическая сеть).

Морфологические особенности наиболее часто встречающихся ОКР.

o Центровой с радиально-кольцевой структурой (Франция, Венгрия, Центральный район России)

o Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами разной величины в местах пересечения линий (Южная Германия, Центрально-Черноземный район)

o Линейный в виде морского фасада страны или района (Бразилия, ЮАР, Калифорнийское побережье США)

o Линейный континентальный, выстраивающийся вдоль значительной реки или вдоль полимагистрали общегосударственного значения (Канада, Поволжье)

o Бассейновый тип (Рурский, Донбасс, Верхняя Селезия)

Звенья каркаса концентрируют в себе ведущие элементы производительных сил. ОКР выполняет функцию скрепления всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.

3 составляющих каркасного эффекта:

1) эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города

2) эффект магистрализации снижает затраты и сокращает время на перевозки, повышает эффективность работы транспорта

3) композиционный эффект (смещения) возникает в результате постепенного пространственного сближения узлов, в связи с чем сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Закон экономии расстояний. Фактические расстояния при исторически сложившемся, т.е. реально существующем каркасе, почти в два раза короче, чем при теоретическом равномерном распределении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: