Идея опорного каркаса – Баранский. Термин введен Хоревым. Рисунок страны образуется дорогами и городами.
ОКР отражает важнейшие географические особенности страны, причем не только особенности размещения производственных сил, но и физико-географических условий (орография, гидрографическая сеть).
Морфологические особенности наиболее часто встречающихся ОКР.
o Центровой с радиально-кольцевой структурой (Франция, Венгрия, Центральный район России)
o Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами разной величины в местах пересечения линий (Южная Германия, Центрально-Черноземный район)
o Линейный в виде морского фасада страны или района (Бразилия, ЮАР, Калифорнийское побережье США)
o Линейный континентальный, выстраивающийся вдоль значительной реки или вдоль полимагистрали общегосударственного значения (Канада, Поволжье)
o Бассейновый тип (Рурский, Донбасс, Верхняя Селезия)
Звенья каркаса концентрируют в себе ведущие элементы производительных сил. ОКР выполняет функцию скрепления всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.
|
|
3 составляющих каркасного эффекта:
1) эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города
2) эффект магистрализации снижает затраты и сокращает время на перевозки, повышает эффективность работы транспорта
3) композиционный эффект (смещения) возникает в результате постепенного пространственного сближения узлов, в связи с чем сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Закон экономии расстояний. Фактические расстояния при исторически сложившемся, т.е. реально существующем каркасе, почти в два раза короче, чем при теоретическом равномерном распределении.