р(,КГС4
Промышленные центры | Численность пром.-произв. персонала 1988 г.. тыс. чел. | Численность населения на 1.01.1989 г., тыс. чел. | Численность населения на 1.01.1999 г., тыс. чел. | Роль центра в системе расселения' [2] | |
Минск | 329.2 | 1729 № | +-Н-+ | -\78\ | |
Гомель | 135.8 | '1 515»2 | +++ | ц%г | |
Могилев | 84,7 | 371 Ж | +++ | ||
Витебск | 78,4 | 367 '->>$г | +++ | ||
Гродно | 57,0 | 309 1(9 | +++ | ||
Бобруйск | 56.7 | 228 иЧ | |||
Брест | 45,8 | 300 ^О] | +++ | ||
Борисов | 40,5 | 154 (СО | ++ | ||
()рша | 30,4 | 139 [ЧО | ++ | ||
Бнрановичи | 28,3 | 174 \и | ++ | ||
Мододечно | 25,8 | ++ | |||
1 1Ш!СК | 25,6 | 134 \Ъ0 | ++ | ||
11ида | 20,7 | 100?<• | - ++ | - | |
1 'олигорск | 20,6 | 102 («1 | ++ | ||
Мочырь | 18,9 | ПО \\Ь | ++ | ||
||рЛОЦК | 17,3 | ++ | |||
(.'нсглогорск | 15,5 | + | |||
ЖоД"1111 | 15,0 | -г- | |||
Лдоополоцк | 13.7 | 101 \!Я | ++ | ||
1...1ЧШ | 12,2 | + | ^ 1 - И 1 ъ 7^ 1 | ||
|'| '11111(1 | 12,1 | + | |||
^щ | 10,7 | + | |||
1!...... | 1094,9 | ||||
ц 11.П нес 1) и пин. (а-М»11.н и иро-чпнп ■ |
;
Nbsp; 70,0 % и III 1 || 1111 '1 1(>р. мц.|,;|- I 75,0 % 74,9 % ///С ' Ч | ирод европейского значения; («род национального значения; < регионального значения; "I......к- опорные города национальной системы расселения. 9Так, многоотраслевые развитые промузлы (Минский, Гомель-. ский. Могилевский. Витебский, Гродненский, Брестский) сформированы и формируются на базе крупнейших промышленных центров, и важнейшими факторами их образования стали возможности кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий с уже действующими в них предприятиями, совместное использование развитой инфраструктуры (особенно транспортной, инженерной, научно-исследовательского потенциала), а также местного сельскохозяйственного сырья, лесных ресурсов прилегающих территорий и почти во всех случаях - трудовых ресурсов. По существу, названные факторы комплексообразования указывают на основную движущую силу формирования крупных промышленных центров и промузлов в Беларуси - эффект территориальной концентрации производства, или, как его часто называют, агломерационный эффект. Сосредоточение в пределах ограниченной территории предприятий любых отраслей позволяет им экономить единовременные и текущие затраты на обеспечение производственной, социальной и экологической инфраструктурой. Быстро развивавшимися благодаря высокой интеграционной способности новостроек химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Беларуси стали промузлы Слуцко-^ Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Мозырский, Бобруйский. На основе использования выгодного транспортно-географи-ческого положения и трудовых ресурсов, местного лесного и сельскохозяйственного сырья интенсивно развивались Барановичский, Пинский, Молодечненский, Жодино-Борисовский, Лидский, Оршанский промузлы. В результате действия уже упоминавшегося эффекта агломерации (закона территориальной концентрации) подавляющее количество промузлов республики, крупных и средних промышленных центром оказались сконцентрированными вдоль важнейших транспортных магистралей, образуя экономический каркас страны. Экономический каркас - это концентрация хозяйственной деятельности в высокоурбапи зированных зонах вдоль "жгутов" инфраструктуры - железнодорож* I ных, автомобильных и водных путей сообщения, а также инженерны* 1 коммуникаций (линий электропередач, трубопроводов и т. п.). Сосрв доточив основной производственно-экономический и социально демографический потенциал, экономический каркас (часто иазыипа мый планировочным) выступает в роли главного организующего > к мента территориальной структуры хозяйства страны (региона). Согласно Генеральной схеме комплексной территориальной организации (ГСКТО) БССР, разработанной БелНИИП градостроительства в 80-х гг., планировочный каркас страны образуют экономические оси трех уровней (категорий), играющие разную роль в организации территории республики. При этом главная роль в организации производственного потенциала принадлежит осям, соединяющим наиболее развитые в промышленном отноше'нйй (с числом занятых в промышленности свыше 60 %) территории, ядрами которых являются 20 наиболее крупных многоотраслевых промышленных центров и 37 -средних. Что касается размещения сельского хозяйства, то для Беларуси характерна сплошная сельскохозяйственная освоенность территории, хотя до_ля занятых в сельскохозяйственном производстве и его интенсивность значительно колеблются по областям и районам. Они выше в западных (Брестской и Гродненской) областях, в некоторых "глубинных", удаленных от крупных центров районах, а также в зонах нысокоразвитого пригородного хозяйства. Сельскохозяйственные территории располагаются в основном в юнах между экономическими осями, а самые крупные предприятия ......ереработке сельскохозяйственной продукции размещаются в промышленных центрах и узлах. Между осями экономического каркаса расположены, наряду с ^хозяйственными, лесохозяйственные предприятия и крупные природные комплексы - заповедники, заказники, национальные парки, рекреационные территории, которые в совокупности образуют, же отмечалось выше, экологический каркас страны. I '' ч-спечивать в масштабе всей республики сбалансированность .......шшрования и развития урбанизированных, сельскохозяйст- .........1\ и природных территорий призвана разрабатываемая по заказу I Министров страны и утверждаемая им ГСКТО РБ. Именно она и гем управляющим (регулирующим) документом, который и I и I на макроуровне территориальную структуру хозяйствен- ■ комплекса страны, приоритетность в использовании ее террито- ■ р.пличных видов хозяйственной деятельности. Согласно по- ..........п срокам разработки ГСКТО РБ, утвержденной СМ РБ в Р | щи всех 118 административных районов Беларуси определе- Ириортсты в использовании их территорий (т. е. их урбанизиро- П.1 мхозяйственная или природная функция в общереспуб- 101) 1 ликанском контексте), а для каждого городского поселения определе-I но его место в системе расселения страны (см. табл. 17). Как следует из таблицы функционального зонирования территории страны, новые геополитические и социально-экономические условия требуют обновления подходов к территориальной организации хозяйства, и эти новые подходы постепенно вырисовываются и проявляются, хотя как уже отмечалось выше, территориальная структура хозяйственного комплекса - это одна из самых инерционных структур. Быстро изменить территориальную организацию хозяйства нельзя, однако можно прогнозировать направления ее трансформации, используя выявленные устойчивые закономерности в процессе формирования внутриреспубликанских ТГЖ и социально-экономических территориальных систем, а также учитывая новые тенденции, связанные с особенностями двойного переходного периода страны - к суверенному развитию и к рыночной модели экономики. Важнейшей устойчивой закономерностью в формировании территориальной структуры хозяйства республики можно считать неослабевающий процесс территориальной концентрации производства и населения в средних, больших, крупных и крупнейших городах - промышленных центрах, расположенных на магистральных транспортных коммуникациях и в узлах их пересечения. Об этом свидетельствуют вышеприведенные данные о динамике территориальной кип центрации промышленности. Количество таких центров в республ<поколеблется (в зависимости от принятых критериев) от18 до 24. И (о ответствии с ГСКТО-2000 к числу урбанизированных адмйнистр! тивных районов, возглавляемых крупными, большими и средними городами, образующих экономический каркас страны, отнесено 27 районов, к числу сельскохозяйственных - 38, с крупными природными комплексами_::__391 Особо выделяются 14 районом | высоким уровнем радиоактивного загрязнения территорий. Следует подчеркнуть, что тенденция к концентрации экономп'к ской деятельности в уже сложившихся метрополитенских (урб.......н рованных) ареалах является общемировой тенденцией. Причем рв идет не о концентрации в пределах региональных территориичинит систем, а именно о сосредоточении в локальных центрах. Гак, шицщ мер, польские исследователи региональных проблем дела/от пымни,! что в современных условиях "возрастает роль самых сильных ни ш • | > пространственной системы: крупных городов - центров научпоП и ■• с демической жизни, где сосредоточены финансовые институты и ш диализированные услуги". 103Исходя из сказанного, можно ожидать, что процесс выравнивз-\ ния уровней экономического развития регионов страны будет замед-'. ленным, а дифференциация уровня развития центров регионов и их | периферийных территорий будет возрастать. В этом же направлении будет влиять и фактор кризисного состояния экономики в переживаемом переходном периоде. Необходимость повышения эффективности хозяйства в сочетании с ограниченными инвестиционными ресурсами еще длительное время будут определять концентрацию.средств в. тех районах,_где они могут дать скорейшую и большую отдачу, а это возможно именно в уже развитых многоотраслевых хозяйственных центрах. Как показывает современный ход событий, не только крупные инвестиции стремятся в развитые центры, но и вновь формирующийся малый и средний бизнес сегодня сконцентрирован в основном В Минске, областных центрах и других крупных городах. Следует ожидать также повышения концентрации хозяйственной деятельности в зонах влияния трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров № 2 (Брест-Минск-граница с Россией), № 9 (Гомель-Могилев-Витебск-граница с Россией) с ответвлением № 9 В (Гомель-Жлобин-Минск-граница с Литвой), № 5 (Сар-ны- Лунинец-Барановичи). Эти транспортные магистрали с расположенными на них крупными центрами и узлами уже сегодня являются осями экономического каркаса страны. Но в связи с повышением ро-) ли транспорта как отрасли специализации, использующей выгодность транзитного географического положения Беларуси и экспортирующей транспортные услуги на международный рынок, потребуется рекой» струкция и модернизация дорожного хозяйства, организация сонрв- | менного, дорожного сервиса, что в свою очередь будет способе™»- | вать притяжению в транспортные коридоры инвестиций, сосредото-\ / чению здесь разных производств экспортной ориентации, а также об» * служивающих отраслей. В итоге усилится степень поляризации в территориальной орщ«низации хозяйства страны: с одной стороны, увеличится копнетря ция экономической деятельности и населения в пределах урбашпиро ванного каркаса, а с другой - возрастут возможности формировании уравновешивающего его экологического каркаса, что должно обеолЯ чить устойчивость всей макротерриториальной системы в целом I)ц< нако это обострит и без того актуальную проблему территориальной дифференциации уровня и качества жизни населения республики, проживающего на территориях, разноудаленных от центров сосредоточения социально-экономического потенциала и особенно проживающих в городской и сельской местности, в больших городах и малых. Чтобы обеспечить благоприятную, комфортную среду жизнедеятельности для населения и на урбанизированных территориях, и на сельскохозяйственных, и на природных, необходимо осуществление как обоснованной государственной региональной политики на национальном уровне, так и квалифицированного местного управления и самоуправления по обеспечению комплексного сбалансированного развития каждого территориального подразделения страны. Для выработки оптимальной региональной политики и повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса страны в изменившихся социально-экономических условиях большое значение имеет оценка степени проблемности развития и степени инвестиционной привлекательности всех территориальных подразделений. Это еще совсем не освоенный белорусскими эконо-мико-географами, но очень перспективный прикладной аспект экономико-географических региональных исследований. Чтобы решить те ИЛИ иные общереспубликанские проблемы в регионах, необходимо .....1ысить их инвестиционную привлекательность, оценить возможно- ||м и средства привлечения инвесторов, в том числе возможности • 1.М1ИЯ новых современных форм пространственной организации • ммехнологичных производств - свободных экономических зон ■ 'И, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов,бизнес- п. и фон, инновационных центров и др. Гвким образом, переход страны как нового независимого госу- 1И|и мы к социально-ориентированной рыночной модели экономики ' ним нерол социально-экономической геофафией в области научно- N1 "и'пия повышения эффективности территориальной органи- нн II 1ни<л немного комплекса республики следующие задачи: ■ и шише предложений по совершенствованию АТД республики ноне выявления и учета объективно складывающихся и пер- ......н.1х ннугриреспубликанских территориальных социально- ипмн'ичких систем разного уровня; 1059• осуществление комплексной экономико-географической диагностики социально-экономических территориальньк систем разного уровня (областей, районов, городов) для оценки как степени проблемности их развития, так и степени их инвестиционной привлекательности; I* выявление и обоснование границ и типологии проблемных регионов для разработки государственных целевых комплексных программ развития этих регионов; С* выявление и обоснование мест локализации "полюсов роста" -СЭЗ, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и других прогрессивных форм пространственной организации производства.
Литература
1. Александрович Я. М. Региональное планирование. Вопросы развития и размещения производительных сил БССР. Мн.: Наука и техника, 1982.
2. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства РБ, 2001. 70 с.
3. Козловская Л. В. Территориальная концентрация промышленности (экономические и социальные аспекты). Мн.: Наука и техника, 1975.
4. Козловская Л. В. Территориальная организация хозяйственного комплекса и экономико-географическое районирование Беларуси // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага утверсггэта: У 7 т. Т. 7: Б1ялопя, Геаграф1я. Мн, 2001. С. 462-^81.
5. "Рекомендации по совершенствованию территориальной организации Белорусской ССР. Формирование и развитие комплексных территориальньк систем. Мн.: Полымя, 1986. 80 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3
ОБЩАЯ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ................................................................................................ 5
Лекция 1.......................................................................................... 5
Лекция 2.........................................................................................21
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ..........................................41
Лекция 3.........................................................................................41
Лекция 4.........................................................................................56
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ......................66
Лекция 5......................................................................................... 66
Лекция 6.........................................................................................77
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ...........87
Лекция 7.........................................................................................87
Лекция 8.........................................................................................95