по модели вида О = р × g.
1. Индекс розничной продажи:
IО (103,6 %; +3,6 %)
2. Индекс розничных цен:
; (120,1 %; +20,1 %);
Доля фактора р в данном случае не учитывается, так как влияние его по абсолютному значению превышает весь прирост розничного товарооборота (+386 и +80 тыс. руб.).
3. Индекс физической массы продажи:
; (86,3 %; -13,7 %);
Проверочные расчеты:
а) по индексам – Iо = Ip × Ig 1,036 = 1,201 × 0,863
б) по абсолютным отклонениям: ΔО = ΔО(р) + ΔО(g)
+80 = +386 - 306.
Общая розничная продажа во втором полугодии отчетного года в магазине «Елена» достигла 2 310 тыс. руб. По сравнению с прошлым периодом отмечалась положительная динамика данного показателя: рост в денежном выражении на +80 тыс. руб. при темпе 103,6 %. Полученное изменение продажи с количественной стороны можно рассмотреть по двум подходам:
а) товарно-ассортиментный - показывает отклонение выручки по отдельным реализуемым позициям. По приведенным данным, из трех групп по двум наблюдался рост продажи (кресла и диваны соответственно на +40 и +60 тыс. руб.), а по диванам – снижение розничной продажи на –20 тыс. руб.;
|
|
б) факторный. Используя приведенную факторную зависимость, рассмотрим влияние на изменение торговой выручки уровня розничных цен и физической массы продажи.
Уровень розничных цен является одним из параметров, определяющих стоимостное изменение продажи. За два полугодия имела место следующая динамика цен:
Т а б л и ц а 5. 2 - Исходные и расчетные данные для определения розничной продажи населению мебели магазином «Елена» за два полугодия отчетного года, тыс. руб.
Товары | Полугодие | Изменение цен, % | ip | ΔОi всего (2-1) | Влияние цены | Влияние физической массы | ||||
первое p0g0 | второе р1g1 | Δоi (р) (2-5) | Ди (р), % (7:6)×100 | Δоi (g) (5-1) | Дэ (g),% (9:6)×100 | |||||
А | ||||||||||
Диваны | -5 | 0,950 | -20 | -20 | 100,00 | - | - | |||
Кресла | - | 1,000 | +40 | - | - | +40 | 100,00 | |||
Кухонные гарнитуры | 1 700 | +30 | 1,300 | +60 | +406 | х | -346 | х | ||
И т о г о | 2 230 | +20,1 | 1,201 | +80 | +386 | х | -306 | х |
а) неизменный уровень по реализации кресел на протяжении двух полугодий;
б) снижение на 5 % по диванам. По этой причине торговая выручка по данной группе упала на 20 тыс. руб. К снижению цен в практической жизни могли привести следующие обстоятельства:
- уменьшение себестоимости изготовления данного товара;
- как следствие затоваривания (предложение больше покупательского спроса);
- ухудшение качества товара, произошедшее в процессе его хранения;
- проявление конкурентной борьбы экономическими методами и т.д.;
в) рост продажной цены на 30 % по кухонным гарнитурам; за счет данного фактора по этому ассортименту было получено дополнительной розничной реализации в объеме +406 тыс. руб.
|
|
Сопоставление индивидуальных динамик цен по товарным группам свидетельствует о том, что в среднем по магазину «Елена» лидирует положительная тенденция, т.е. рост ценового фактора. Так, за два анализируемых полугодия уровень розничных цен обобщенно по всему ассортименту вырос на +20,1 %, на этот же показатель повысилась розничная продажа, обеспечив дополнительную реализацию в денежном выражении на сумму +386 тыс. руб.
Физический объем товарооборота должен являться основным фактором в изменении результативного показателя. По имеющимся данным, отсутствует исходная информация по натуральному объему продажи (фактор g). Проследить влияние данного фактора на розничную продажу можно косвенным путем, сравнивая сопоставимый оборот с реализацией прошлого периода (). По товарным группам расчеты приведены в кол. 9 и 10 табл. 5. 2. Из них следует, что в отношении физической массы, так же, как и по цене, можно выделить три типические ситуации:
1) неизменная динамика по продаже диванов;
2) рост натурального объема по продаже кресел (благодаря чему прирост розничной продажи составил +40 тыс. руб.);
3) снижение по продаже кухонных гарнитуров. Как следствие из этого – падение выручки на -346 тыс. руб.
В целом по всему реализуемому ассортименту лидировала негативная тенденция: падение физического объема за два полугодия на –13,7 %. На этот же размер снизился и товарооборот, а в денежном выражении на –306 тыс. руб.
Проведенное исследование динамики розничной продажи за два полугодия отчетного года по магазину «Елена» позволяет сформировать такие частные итоги:
а) данный показатель имеет положительную тенденцию, как в целом, так и по двум основным группам из трех (кресла и кухонные гарнитуры);
б) анализируемые факторы разнонаправлено влияли на товарооборот: весь прирост продажи следует связывать только с ценой при негативном влиянии физического объема. Данную ситуацию, с экономической точки зрения, нельзя отнести к разряду положительных;
в) оптимальной группой можно считать только кресла: рост продажи целиком за счет натурального объема при неизменной цене на протяжении двух полугодий;
г) резервными моментами в развитии товарооборота следует считать группы «диваны» (ценовой фактор) и «кухонные гарнитуры» (по физической массе). Отсюда возможный прирост выручки мог бы быть: +80 + (+20+346) = +446 тыс. руб.