Р е ш е н и е. Для проведения факторного анализа необходимо иметь три уровня цен 1 кг пшеничного хлеба (в среднем по всем магазинам)

Для проведения факторного анализа необходимо иметь три уровня цен 1 кг пшеничного хлеба (в среднем по всем магазинам):

1. Расчет средних характеристик цен.

1) за базисный период (сентябрь):

.

2) за отчетный период (октябрь):

.

3) условный уровень, рассчитанный в сопоставимых ценах:

.

Для получения такой информации в аналитическую таблицу требуется внести:

- три колонки для стоимости продажи (p 0 g 0, p 1 g 1, p 0 g 1);

- одну колонку для оценки динамики индивидуальных цен в виде индекса (ip);

- структурный сдвиг (структурный фактор) в средней цене проявляет себя через соотношение продажи товаров (хлеба пшеничного) в натуральном выражении каждого магазина по отношению к их общей совокупности. Для объяснения действия этого фактора необходимо в таблице также иметь три колонки:

1) структуру продажи по g базисного периода (Д g 0), которую следует считать по к.1, например, (5,6:13,1) × 100 = 42,75 %;

(3,0: 13,1) × 100 = 22,90 %; и т.д.;

2) структуру продажи по «g» отчетного периода (Дg1), которую следует считать по к.3, например, (7,4: 19,2) × 100 = 38,54 %;

(6,0: 19,2) × 100 = 31,25 % и т.д.;

3) отклонение структур в виде разницы структуры (долей) отчетного периода и базисного.

Окончательное оформление расчетов должно быть выполнено в виде таблицы (табл. 6).

II. Факторный анализ динамики средней цены реализации 1 кг пшеничного хлеба магазинами города за два месяца отчетного года

1. Индекс переменного состава:

(104,1 %; +4,1 %);

В октябре 1 кг пшеничного хлеба реализовывался в среднем по трем магазинам города по цене 12,72 руб. Это превышает уровень продажных цен прошлого месяца на +4,1 %, или на +50 коп. в абсолютном выражении. Полученную динамику можно объяснить двумя факторами:

а) уровнем индивидуальных цен на товар по магазинам и их динамикой;

б) структурным соотношением объемов реализации хлеба в натуральном выражении по отдельным предприятиям по отношению к совокупной продаже, различающимся разным уровнем цен.

Проанализируем действие этих составляющих по исходной ситуации.

2. Индекс постоянного состава:

(101,6 %; +1,6 %);

Доля интенсивного фактора в общем изменении средней цены –

.

Исследование уровня индивидуальных цен по магазинам показывает, что она выросла за 1 кг пшеничного хлеба по всем фирменным предприятиям за два месяца, но в различных размерах. По «Колосу» и «Ниве» в одинаковой степени (на +50 коп., разница кол. 4 и 2) и соответственно в процентах – на 4,2 и 4 % (см. к. 8). По «Караваю» цена повысилась на меньшую величину (на +40 коп. и 3,3 %). В таких условиях объективно ожидать роста и средней цены по

всей совокупности предприятий. Так, она за данный период под действием анализируемого фактора (уровня индивидуальных цен) увеличилась на 1,6 % и дала прирост в абсолютном выражении на +20 коп. Как видно, этот фактор определил динамику средней цены продажи пшеничного хлеба по городу в данном периоде на 40% всего прироста.

3. Индекс структурных сдвигов:

(102,5 %; +2,5 %);

Доля экстенсивного фактора в общем изменении цены

.

Самым дорогим магазином по уровню продажной цены пшеничного хлеба как в отчетном, так и базисном периоде была «Нива» (12,5 и 13,0 руб. за 1 кг). В данном периоде доля этого предприятия в реализации хлеба в натуральном выражении выросла с 22,90 до 31,25 %, т.е. на +8,35 %. Отмеченные структурные сдвиги способствовали повышению средней цены продажи продукта на рынке города на 2,5 % и в абсолютном выражении на 30 коп. Этот фактор был существенным в приросте результативного явления - 60 %.

Проведенный анализ изменения среднего уровня цен по продаже пшеничного хлеба в магазинах города за два месяца показал, что она росла при положительном воздействии рассматриваемых факторов. Однако влияние структурного фактора было подавляющим. Средняя цена в перспективе может уменьшиться, если будет повышаться доля магазина «Нива» (как самого дешевого).

Проверочные расчеты:

а) по индексам

б) по абсолютным разница ;

в) по пропорциям .


Т а б л и ц а 6 - Исходные и расчетные данные для определения средней цены реализации 1 кг пшеничного хлеба и анализа ее динамики по трем магазинам города за два месяца отчетного года

Магазины Сентябрь Октябрь Товарооборот, тыс. руб. ip (4:2) Структура товарооборота по g, %
g0, т p0, руб. g1, т pi, руб. p0g0 (1×2) р1g1, (3×4) p0g1, (2×3) Дg0, по к.1 Дg1, по к.3 (+;-) (10-9)
А                      
«Колос» «Нива» «Каравай» 5,6 3,0 4,5 12,0 12,5 12,3 7,4 6,0 5,08 12,5 13,0 12,7 67,20 37,50 55,35 92,50 78,00 73,66 88,80 78,00 73,66 1,042 1,040 1,033 42,75 22,90 34,35 38,54 31,25 30,21 -4,21 +8,35 -4,14
Итого 13,1 12,22 19,2 12,72 160,05 244,16 240,46 1,041 100,00 100,00 -

Варианты контрольных заданий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: