double arrow

Педагогическая деятельность и взгляды Толстого


Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным обучение с обычной программой школы того времени — чтение, письмо, арифметика, закон божий. Затем мерилом, определяющим содержание обучения, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей. Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, определяющим содержание обучения которых будут взгляды патриархального крестьянства (знание русской и славянской грамоты, счет, закону божий). В последние годы педагогической деятельности самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, с механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии, Толстой называл пустячным делом. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа).Для развития творчества, рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу (сочинения). Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении. Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности.










Сейчас читают про: