double arrow

Принцип воспитывающего характера обучения


Реализация этого принципа включает несколько направлений:

- связь содержания материала с общественно-политической жизнью страны, с трудовыми достижениями народа, с современной наукой и техникой, культурой;

- формирование материалистического мировоззрения, научного понимания мира м его законов;

- воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированность, упорства и трудолюбия. Учебный материал раскрывает идеалы;

- управление процессом формирования чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в учебном процессе;

- развитие и формирование умственных способностей. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных умственных способностей. В учебном процессе, способности проявляются, развиваются, формируются, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни.

Эти положения принципа воспитывающего характера обучения предъявляют к работе учителю определенные требования:

1. Знать, как формируется мировоззрения ученика, его взгляды, убеждения. На каждом уроке в большей или меньшей степени, учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира, чтобы ученик не замыкался в себе, в стенах класса. Он связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями.




2. Понимать значение каждого урока в совершенствовании моральных, трудовых, эстетических качеств личности.

3. Научиться управлять возникновением, проявлением и выражением чувств у школьников в учебном процессе.

4. Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их совершенствования.

Воспитывающая функция обучения становится действенным фактором формирования личности школьника, если учитель организует учебный процесс, соблюдая эти требования.

Одна из самых важных задач обучения состоит в том, чтобы добиться прочных ЗУН.

Из практики известно, что школьники могут многое забыть из того, что изучено или из того что изучается.

Опора на психологические особенности памяти – является одним из условий достижения прочных результатов обучения. В народной педагогике известны многие приемы запоминания и воспроизведения. Прочность материала (усвоение) зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысления.

Принцип прочности обучения является исходным положением для анализа тех сторон учебного процесса, которые способствуют достижению прочности знаний.

Требования к учителю:

1. выделение главной мысли в данном учебном материале. Умения и практические действия, совершаемые учителем, имеют разную значимость в этом процессе. Нужно найти главную мысль в материале.



2.нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли.

3. связь изучаемого материала со взглядами, убеждениями, что значительно повышает прочность знаний,

4. ЗУНы становятся прочными, если ученик применяет их в своей жизни, в практической деятельности.

2. Принцип доступности.

Доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития навыков школьников. В мире все взаимосвязано, существует связи между всеми предметами.

Рассмотрим главные факторы, влияющие на степень доступности:

1. связь содержания новых знаний с имеющимися;

Эта связь по-разному воспринимается учениками. Одни -стремятся запомнить новое, не слишком заботясь о том, чтобы вспомнить ранее изученное. Другие- не могут установить связи нового с тем, что известно, а потому с трудом понимают объяснения учителя. Третьи не видят новизны в сообщаемых знаниях, им кажется все известно. Понимание учителем особенностей связи нового с известным в сознании ученика помогает в учебной деятельности повысить степень доступности знаний.

2. новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления;

Проще всего, когда новизна материала не требует новых видов умозаключения или операций мышления. Труднее и для ученика, и для учителя в тех случаях, когда новое содержание требует новых мышления, новых, не привычных для ученика способов рассуждения, практических действий.



Возникают две задачи: передать новое содержание и в то же время сформировать новые умственные и практические действия на основе сложившихся механизмов мышления и практических навыков. Управление этой стороной учебного процесса повышает меру доступности учебного материала.

Выготский выдвинул идею об опережающем развитии умственных сил ребенка в учебном процессе.

3. усвоение знаний зависит от интересов, склонности ученика, сформировавшиеся навыки учебного труда.

Доступность обучения повышается, если учитель стремится воспитывать любознательность у школьников, сформировать познавательные интересы. Если материал и способы его объяснения интересны для школьников, то можно считать задачу принципа доступности выполнен.

4. найти средства индивидуального подхода, и систему индивидуальных педагогических воздействий.

Доступность содержания обучения всегда связывается с его необходимостью для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и физического развития школьников.

При подготовке и проведении уроков, учитель должен руководствоваться и этой стороной принципа доступности.

Таким образом, ПД предъявляет к учебному процессу следующие требования:

1. связать новое содержание с имеющимся у школьника знаниями, с его личным опытом.

2. знать уровень развития познавательных, психологических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы и формируются. Предлагаемая система усвоения материала доступна, если связана с этим уровнем.

3. формировать познавательные интересы, как условия, способствующие доступности обучения.

4. понимать значения и необходимость получаемых знаний в выполнении задач.







Сейчас читают про: