Правила противопожарной безопасности и требования по охране окружающей среды

Все работы по заправке ЛА топливом, маслом, спецжидкостями и газами выполняют в соответствии с требованиями правил охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности. Топливо может явиться источником пожара при нарушении правил заправки и технологии обслуживания систем: при вспышке паров топлива от электрической искры, открытого пламени или раскаленного металла; при взрыве паров топлива в газовом пространстве баков при разряде статического электричества; при самовоспламенении топлива в случае попадания его на нагретую поверхность (например, выхлопной патрубок двигателя заправщика), если температура этой поверхности будет выше температуры самовоспламенения данного топлива.

В нормативно-технической документации по заправке ЛА ГСМ изложены не только правила выполнения заправки, но и правила охраны труда и пожарной безопасности. В ней указываются правила пожарной безопасности по заземлению средств заправки, самолета, металлизации шланга и агрегатов топливной системы, наличию на стоянке ЛА средств пожаротушения, а также правила действия лиц, участвующих в заправке, при разливе топлива, нарушении герметичности заправочных рукавов и штуцеров с указанием ограничений или запрещения ряда работ на ЛА в процессе заправки. Так, например, при заправке ЛА топливом запрещается подогревать двигатели, агрегаты, системы, а также воздух в кабинах, подключать или отключать от ЛА источники электроэнергии, располагать провода электропитания на пути подъезда-отъезда средств наземного обслуживания. Нельзя также начинать заправку топливом при разлитом топливе на стоянке, при облитых топливом отдельных частей ЛА или обнаружении паров топлива в кабинах ЛА. При сочетании ряда нарушений, например разлитого топлива на стоянке с появлением искры при переезде провода электропитания средствами наземного обслуживания, наиболее вероятно возникновение пожара. Запрещается располагать при заправке двигатель ТЗ (МЗ) под крылом ЛА, проезжать или останавливаться под крылом ЛА любому виду транспорта, проводить заправку топлива при наличии перегрева тормозных устройств колес, при отсутствии свободного пути для отхода (отъезда) заправочного средства от ЛА.

При заправке ЛА ГСМ, специальными жидкостями и газами следует учитывать, что часть из них в той или иной степени ядовиты, если не соблюдать необходимых мер предосторожности при обращении с ними. Так, воздух считается безопасным для здоровья только в случае, если концентрация паров топлива в нем не превышает 0,3 мл/л. При более высоких концентрациях может наступить отравление. Возможно отравление и при вдыхании масляного тумана с частицами 1...100мкм. Сильным ядом является тетраэтилсвинец, добавляемый в бензин, что требует осторожного обращения с ним.

Вопросы экологии, т. е. влияния ГСМ на окружающую среду и человека при заправке ЛА горюче-смазочными материалами следует рассматривать с позиций недопущения распыления или пролива ГСМ и специальных жидкостей на почву, в водоемы, сточные канавы. Это относится ко всем работам по заправке, сливу топлива или сливу отстоя.

Экологические свойства оцениваются для топлива и продуктов сгорания. При этом необходимо соблюдать принятые предельно допустимые концентрации топлива в воздухе рабочих зон, жилых массивов, водоемах и регламентацию состава выхлопных газов, так как в этом составе имеется более 200 различных соединений, часть из которых токсична.

Сливаемые отработанные нефтепродукты (например, масло, жидкость гидравлической системы, отстой топлива) необходимо собирать в специальные емкости для последующей переработки и использования. Это позволяет осуществлять и значительную экономию горючесмазочных материалов. Так, сбор и сохранение только отстоя топлива за год может составить более 10000 т. В некоторых аэропортах с большой интенсивностью полетов создаются централизованные системы не только для заправки, но и сбора сливаемого отстоя топлива, что также позволяет экономить топливно-энергетические ресурсы в процессе заправки ЛА топливом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: