Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямоугольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.
Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.
Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.
Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из камня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.
С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень,
Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропорциональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия — антаблемента — архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несущих тяжелое строение крыши.
В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.