Экотуристы: кто они?

Кто же они, потенциальные и реальные участники экологических туров? К чему они стремятся и чем руководствуются, выбирая путешествия? Понимание этих вопросов необходимо и представителям турбизнеса, и специалистам в области охраны природы, и тем, кто занимается планированием социально-экономического развития регионов. Оно нужно, с одной стороны, чтобы создавать более эффективный туристический продукт и более точно «доносить» его до потребителя, увеличивая тем самым финансовые поступления для охраняемых территорий и местной экономики, а с другой -чтобы организовать туристическую деятельность так, чтобы можно было избежать его негативных последствий. Выделяются четыре категории участников туров экотуров, исходя из их целей и характера их деятельности:

· «Высокоспециализированные (специалисты) «: ученые или участники специализированных туров (эколого-образовательных и научных — орнитологических, ботанических, этнографических, археологических и др.);

· „Увлеченные“: туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры;

· „Основной поток“: туристы, главной целью которых является просто „необычное путешествие“;

· „Случайные“:туристы, для которых посещение природных уголков является случайной частью более обширного тура.

Однако такое подразделение отнюдь не абсолютно — один и тот же турист в разное время и при разных обстоятельствах может попадать в различные категории. Тем не менее эта простая классификация может быть весьма полезна, в частности, при планировании или маркетинге экотуризма.. Проведенная в США серия социологических исследований выявила пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу — познавательные и приключенческие:

· улучшение физической формы и здоровья;

· неформальное общение;

· новые впечатления и приключения;

· познание себя и природы;

· „бегство“ от городской тесноты и стрессов.

По степени преобладания тех или иных мотиваций американские исследователи выделяют различные подгруппы туристов. Наиболее вероятные участники экотуров — та подгруппа американцев, для которых доминирующей мотивацией является „природа и активный отдых“. Специалисты в области маркетинга выделяют еще одну, во многом „перекрывающуюся“ с этой подгруппу — „путешествия по специальным интересам в области природы“ (nature-based specialty travel), то есть специализированные туры в природу. К настоящему моменту к данной группе принадлежит более трети всех взрослых американцев (тогда как, для сравнения, любители „пляжного отдыха“ составляют лишь 20%).

Хотя „путешествия в природу по специальным интересам“ не всегда можно считать эквивалентом экотуризма — если обратиться к его определению,-тем не менее при создании соответствующих условий представители этой группы могут быть весьма перспективными экотуристами. Итак, наиболее «классическими» экотуристами становятся специалисты и увлеченные любители природы, для которых познавательные туры в природу и посещение охраняемых территорий являются основной целью приезда в страну.

Однако дополнительные возможности для рынка экотуризма могут представлять участники других видов туров «по специальным интересам» — культурных, историко-этнографических и др. Изначально посещение охраняемых территорий не является для них главной целью путешествия, но их можно увлечь и привлечь. В некоторых случаях потенциальный рынок «дополнительного» экотуристического бизнеса могут представлять бизнесмены, находящиеся в регионе в командировке, и туристы с более общими интересами. Для того, чтобы наиболее полно реализовать преимущества экотуризма, специалисты рекомендуют работать с разными категориями потенциальных посетителей, которые, возможно, пока еще незнакомы с концепцией экотуризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: