Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является необходимым условием эффективной предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.
Правильная постановка и организация бухгалтерского учета готовой продукции необходима для формирования информации, на базе которой будут приниматья управленческие решения. Информация о состоянии и движении готовой продукции необходима для исчисления налоговой базы при реализации готовой продукции (НДС, акцизы и т.п.).
Готовая продукция (как вид активов, предназначенных для продажи) относится к категории материально-производственных запасов. В ПБУ 5/01 дано следующее определение: «Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством».
В пункте 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н определены следующие основные задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности:
– формирование фактической себестоимости готовой продукции. Эта задача решается путем организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства;
– правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции;
– контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения;
– контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции;
– проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции.
Для организации действенного контроля за сохранностью готовой продукции необходимо:
- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных;
- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия;
- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой (для организаций где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах);
- сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов, за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности;
- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения.
В учетной политике необходимо указать перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью. В распорядительных документах необходимо указать не только должности, но и персональные данные материально-ответственных лиц. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы необходимо внести изменения.
Все операции по движению готовой продукции должны оформляться первичными учетными документами, формы которых утверждаются:
– Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Минифином РФ - унифицированные формы первичной учетной документации;
– соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;
– организациями - формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.