Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если
1) оба главных члена выражены именем существительным в им. п.: Лето — тревога и радость моя.
Примечание. Тире в данном случае, как правило, не ставится, если:
а) перед сказуемым стоят сравнительные частицы как, словно, будто и т. п.: Лес как жаркий костер. Озеро будто зеркало;
б) перед сказуемым есть отрицание не: Бедность не порок;
в) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово: Игорь, кажется, журналист;
г) перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения: Служба для него удовольствие. Если же к сказуемому, выраженному существительным, относится согласованное определение, тире ставится: Служба — настоящее удовольствие;
д) сказуемое предшествует подлежащему: Скромница наша Аня;
2) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола: Жизнь прожить — не поле перейти;
3) если один из главных членов выражен сущ. в им.п., а второй — неопределенной формой глагола: Ранней осенью собирать грибы в смешанном лесу — мое любимое занятие;
|
|
4) если оба главных члена выражены количественными числительными или один из них выражен им. сущ. в им.п., а другой — сочетанием числительного и существительного: 1. Пять и семь – двенадцать.
5) если перед сказуемым стоят слова это, вот: Родина — это дымки родного поселка, это рябина под окнами, лес с заветной, только тебе известной тропинкой.
Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если:
1) подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в им.п.: Он известный футболист;
2) сказуемое выражено прилагательным: Дорога бела и г ладка.
Примечание. При особом логическом подчеркивании тире может ставиться: Хлеб — святой, он нашим потом полит (М. Герчик).
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
Схема пунктуационного разбора
1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).
2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между частями сложного предложения).
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения (в простом предложении либо в частях сложного предложения).