Свойства информации с точки зрения модели информационного взаимодействия

Информационное взаимодействие - процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.

Свойства информации с точки зрения модели информационного взаимодействия:

1. Информация не может существовать вне взаимодействия объектов

Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией.

2. Информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.

Б. Шоу писал: ”Если у тебя и меня имеется по одному яблоку, и мы ими обменялись, то у каждого из нас осталось по одному яблоку; если у тебя и меня имеется по одной, идее, и мы ими обменялись, то у каждого из нас будет по 2 идеи? ”


6. Модель процесса генерации знания в рамках общей теории систем.

Научное знание — вся сово­купность сведений, являющаяся результатом отражения матери­альной и нематериальной действительности в человеческом соз­нании.

Знания превращаются в информацию, только когда «первообладатель» знания делает его доступным другим людям, т.е. информация выступает, как динамическая форма существования знаний, отчужденная от его носителя (сознания субъекта), и обеспечивающая его распространение для всеобщего использования.

Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои новые личностные знания, т.е. происходит воссоздание знаний на основе информации. Только превращение знания в информацию обеспечивает его передачу в пространстве и времени и возможность практического использования.

Формализованная схема научного поиска – процесса генерирования информации, с использованием ранее полученных знаний, включает следующие этапы:

1) Поиск и извлечение информационных блоков

2) Упорядоченная или случайная комбинаторная проверка ценности этих блоков (в режиме «перемешивания»)

3) Расширение знаний за счет блоков, отвечающих принятой аксиоматике и критериям (системообразующему основания), и, таким образом, способствующих достижению цели

4) Публикация информации – представление нового личного «знания» субъекта в такой форме (сообщения, документа), которая обеспечит его узнаваемость и повторное использование.

С точки зрения общей теории систем процесс генерации информации (создания нового знания) соответствует ситуации определения абстрактной системы Si и сводится к шагам:

1) Отбору из универсума элементов М по единому основанию – множеству характеристических признаков Аi(0) некоторой совокупности Мi(0) – множества первичных элементов

2) Наложению на первичные элементы определенных отношений единства – связей Ri(1) и образованию по некоторому закону Zi(1)множества композиций элементов Мi(0) (в качестве закона например принцип или цель построения системы)

3) Такому изменению композиций множества Мi(1) и такому выводу согласно отношениям Ri(2), Ri(3)…. и законам композиции Zi(2), Zi(3)…, множеств композиций Мi(2),Mi(3)…. при котором композиции всех этих множеств оказываются построенными из первичных элементов одного и того же множества Mi(0)

4) Выводу для данных Ai,Ri,Zi множества объектов Mi и формированию системы Si= Mi={Mi(0),Mi(1)…..}


7.Соотношение понятий «данные», «информация», «знания».

Информация (от латинского слова informatio) - это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и т.д.

В зависимости от области знаний, где вводится понятие информации, его определение будет отражать специфику области и задачи исследования.

В теории информации, как науки об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи, понятие информации определяется как коммуникация, связь, в процессе которой устраняется неопределенность (определение по Шеннону). Количество информации определяется по формуле I = - Σpi Log pi где pi - вероятность появления i -го сигнала из n возможных.

Данные:

− факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате;

− информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими или автоматизированными средствами;

Научное знание – вся совокупность сведений, являющаяся результатом отражения материальной и нематериальной действительности в человеческом сознании.

_____________________________________________________________________________

Субъект 2

Данные
Усвоение
Знания


_____________________________________________________________________________

Публикование
Субъект 1

Данные
Усвоение
Восприятие
Понимание
Информация
Наличные знания
Новые знания


// Говоря проще, мы получили некие данные – сигналы из окружающего мира. Теперь мы с их помощью решаем задачу. Для того, чтобы понять это все, используем то, что уже знаем, те наличные знания. В процессе решения полученная ранее информация преобразовывается в наши новые знания. Потом эти знания мы, пусть будет, публикуем, те доносим до сведения окружающих. Которые воспринимают эти знания как данные и все пошло по кругу.


8.Модель процесса информирования. Типовые схемы информирования.

Информирование – это преобразование информации, содержащейся в цепи оригиналов, в информацию цепи образов.

Преобразование - процесс, в результате которого одно сообщение превращается в другое, а ассоциация сообщений – это сообщения, связанные одним преобразованием.

Обобщенную модель ИС вида источник информации - информационная система – потребитель информации можно представить в виде двухуровневой схемы:

X1 – образ, который создал автор; X2 – публикация; Y2 – кто-то начал изучать рукопись и это – результаты исследований, критические статьи, например; Z0 – какие-то уже имеющиеся знания читателя; Z1 – получаемое новое знание, которое появляется в процессе прочтения опубликованного; Z2 – читатель еще немного изучил предмет, о котором читает и переосмыслил прочитанное ранее; информация IX12.


9. Потребители, приемники информации, информационная потребность. Понятие формальной и истинной релевантности документа.

Релевантность– это свойство некоторой информации (документ, факт и пр.) удовлетворять информационную потребность пользователя АИС (relevant – относящийся к делу).

Истинная релевантность– это полезность каждого документа, при оценивании которой необходимо видеть предполагаемое применение информации для достижения выбранной (пусть гипотетической) цели (и не считать документ релевантным, если он не содержит ответа на вопросы темы, хотя и включает все термины запроса).

Формальная релевантность - соответствие, определяемое алгоритмически путем сравнения поискового предписания и поискового образа документа на основании применяемого в информационно-поисковой системе критерия выдачи.

Приёмник информации-это субъект(человек, предмет или устройство),которое получает информацию.

Потребитель информации- это субъект(человек, предмет или устройство),который обладает особенностями восприятия и когнитивного познания.

Информационная потребность -потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

*Документ является истинно релевантным, при условии того, что он удовлетворяет информационной потребности пользователя.

*Документ является формально релевантным, если его можно отнести к числу выданных документов.

*-отсебятина.


10. Определение ИС. Организационно-функциональная структура АИС

Система — совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определенную целостность.

Информационная система (ИС) — материальная система, ор­ганизующая, хранящая и преобразующая информацию. Это сис­тема, основным предметом и продуктом функционирования ко­торой является информация.

Функциональные подсистемыИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем зависит от предметной области использования ИС. Их назначение достаточно очевидно. Отметим только, что подсистема научно-технической подготовки отвечает за выполнение научно-исследовательских (в том числе маркетинговых) работ, конструкторскую и технологическую подготовку производства.

Состав обеспечивающих системдостаточно стабилен и по большей части мало зависит от предметной области использования ИС. Отметим следующие компоненты:

Программное обеспечение – совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.

Математическое обеспечение – совокупность методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе.

Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств. Обычно включает комплекс языков, отражающий многоуровневость

представления информации в АИС, и в том числе язык запросов и отчетов, обеспечивающий удобство работы конечному пользователю, специальные языки определения и управления данными, обеспечивающие адекватность внутреннего представления и согласование внутреннего и внешнего представлений. В наибольшей степени определяется особенностями предметной области.

Организационные подсистемытакже относятся к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала и поэтому могут быть выделены отдельно.

Отметим, что разработка ИС должна начинаться именно с создания организационного обеспечения: экономического обоснования целесообразности системы, состава экономических показателей, определяющих ее деятельность, состава функциональных подсистем, организационной структуры управления, технологических схем преобразования информации, порядка проведения работ и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: