double arrow

Общие вопросы интегративной диагностики

Необходимо отметить, что в практике психологической работы существу­ют различные виды диагностики:

— скрининговая диагностика, которая обычно проводится с группой детей или даже с целым классом и направлена на выделение детей, обла­дающих теми или иными свойствами (группой характеристик), оцениваю­щая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей;

— углубленная психологическая диагностика (некоторые авторы раз­деляют углубленную психологическую диагностику и дифференциальную психологическую диагностику) [21];

— динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий;

— итоговая диагностика. Цель последней оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.

Каждый из приведенных типов психологической диагностики обладает своими свойствами, технологиями и набором инструментальных средств (методик и тестов).

Не будем касаться такого вида, как скрининговая диагностика, которая, на наш взгляд, мало оправданна при работе с анализируемыми группами детей, поскольку уже педагог класса после короткого общения с ребенком видит, что ребенок отличается по своим возможностям овладения школьным компонентом или своими поведенческими характеристиками от других де­тей (что, собственно, и является целью скрининговой диагностики). В дан­ной ситуации включение психолога для выявления того же самого, но с помощью диагностического аппарата малоэффективно. Поэтому остановимся в первую очередь на углубленной психологической диагностике, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития (так называемая группа риска по трудностям обучения и школь­ной дезадаптации в целом) и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.

Современная диагностическая работа с детьми в образовательных (и не только в образовательных) учреждениях должна опираться на новые ори­гинальные технологии обследования. На этом этапе детскому психологу при­ходится использовать такие направления современной психологической на­уки, как клиническая детская психология, нейропсихология детского воз­раста, психосоматика детского возраста (в ее психологическом аспекте), не говоря уже о возрастной психологии, а также использовать элементы педа­гогических, в частности логопедических и медицинских, знаний. Подобная диагностическая работа должна проводится в едином «ключе», где основой является комплексная многоаспектная квалификация состояния ребенка. Конечным итогом такой комплексной психологической диагностики должен стать психологический диагноз, который не только позволит классифици­ровать актуальное состояние ребенка, но и обеспечит надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, даст специалистам, в первую очередь психологу, возможность определить пути и разработать программы наибо­лее эффективной коррекционной работы. Кроме того, такая углубленная диагностика позволит определить для ребенка наиболее эффективный обра­зовательный маршрут и тип учебного заведения, адекватный возможностям и способностям ребенка.

Как уже отмечалось, подобная комплексная диагностика была опреде­лена нами как интегративная психологическая диагностика. При этом необходимо помнить, что такой вид диагностики и соответствующее описа­ние результатов психологического обследования, включая психологический диагноз, ориентированы исключительно на пользователей-специалистов. Такое заключение формулируется на языке современной психологической науки и не рассчитано на передачу диагностической и аналитической ин­формации неспециалистам.

Соответствующая информация для неспециалистов (например, психоло­гическое заключение для внешних организаций или документ, предназна­ченный для родителей) имеет аналогичное по содержанию, но отличное по форме и терминологии описание состояния ребенка и характеризуется иной структурой.

Можно сформулировать основную цель психологического обследования как выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психичес­кой деятельности, с целью определения путей развивающей и коррекци­онной работы, адекватных для ребенка вида и формы обучения.

В соответствии с этим можно сформулировать и ряд положений, лежа­щих в основе интегративного подхода в психологической диагностике:

— построение гипотезы психологического обследования на основе цело­стного представления о ребенке, с привлечением знаний специалистов раз­нообразных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицин­ской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной) пе­дагогики;

— использование в полной степени алгоритма изменения диагностичес­кой гипотезы в свете получаемых данных (правило Байеса);

— построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодей­ствия в диаде взрослый — ребенок;

— проведение обследования и анализ полученных результатов с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: обучаемости, адек­ватности, критичности;

— использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления;

— анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на фе­номенологическом уровне, но и позволяющего выявить комплекс и иерар­хию причин, приводящих к данному варианту развития;

— психолого-педагогическая квалификация уровня актуального разви­тия ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановка психоло­гического диагноза.

Использование вышеуказанных принципов интегративной психологичес­кой диагностики дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и особенности формирования базо­вых составляющих психического развития и на основе этого «опредметить» зону ближайшего развития ребенка, «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами» [б]. Подобный подход позво­ляет значительно увеличить в целом прогностичность такой оценки и, следо­вательно, более адекватно построить необходимый образовательный марш­рут. Кроме того, он позволяет определить структуру, параметры времени и последовательность различных развивающих программ как непосредственно для деятельности самого психолога, так и для других специалистов, работа­ющих с ребенком.

3.2. Основные положения проведения психологического обследования

Таким образом, общая структура проведения углубленного психологи­ческого обследования представляет собой ряд последовательных этапов, объединенных идеей получения максимального количества информации, которая даст возможность:

— адекватно проанализировать результаты;

— поставить психологический диагноз;

— определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка;

— сформулировать адекватные типу развития, эффективные рекоменда­ции по комплексному сопровождению ребенка в рамках образовательного пространства.

Одним из основных условий обследования является оптимизация само­го процесса обследования, сокращение времени его проведения за счет ис­пользования приведенных выше принципов и, следовательно, минимизация энергозатрат как ребенка, так и исследователя. Исходя из этих условий и предлагается определенная технология подобного обследования.

Диагностическая процедура включает в себя:

1) выяснение жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителя­ми или педагогами;

2) ознакомление с имеющейся информацией и сбор психологического анамнеза;

3) собственно психологическое обследование;

4) экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррек­ция диагностической гипотезы), проводимый, естественно, в процес­се самой диагностики, позволяющий провести первичное консульти­рование родителей или педагогов непосредственно после обследования;

5) полный анализ полученных результатов, постановка психологическо­го диагноза;

6) составление заключения с формулированием психологического диаг­ноза, вероятностным прогнозом дальнейшего развития ребенка и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образо­вательном пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: