Одним из механизмов, позволяющих оптимизировать механизм решения вопросов местного значения, а также повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, может стать объединение различных видов ресурсов на основе межмуниципалъного сотрудничества. Это сотрудничество осуществляется на основе взаимодействия муниципальных образований в различных правовых формах: заключение межмуниципальных соглашений, участие в межмуниципальных ассоциациях, создание совместных координационных органов и т.н.
Потребность в межмуниципальном сотрудничестве с целью объединения ресурсов возникает прежде всего в связи:
· с целесообразностью объединения финансовых ресурсов муниципальных образований (в первую очередь - поселений) ввиду недостаточности собственных финансовых средств отдельных муниципальных образований;
· с необходимостью повышения эффективности деятельности и исчерпанием внутренних ресурсов такого повышения;
· с необходимостью повышения качества и расширением видов предоставляемых населению публичных услуг, организуемых органами местного самоуправления;
|
|
· с необходимостью использования "эффекта масштаба" (в отдельных случаях незначительное количество услуг или потребителей услуг приводит к отказу в их предоставлении, так как делает их оказание экономически необоснованным, невыгодным для хозяйствующих субъектов);
· со сложной кадровой ситуацией в муниципальных образованиях.
Вопросы межмуниципального взаимодействия в настоящее время регулируются рядом нормативных правовых актов:
· В 10 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ,
· В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Определение целей и форм межмуниципального сотрудничества относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований. При этом большинство муниципалитетов в качестве основной цели межмуниципального сотрудничества закрепляют объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в зависимости от целей и организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в трех основных формах:
1) образование советов и иных объединений муниципальных образований (так называемое ассоциативное сотрудничество);
2)заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности (так называемое договорное сотрудничество);
3) создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций (так называемое хозяйственное сотрудничество).