В целях выявления главных направлений снижения себестоимости энергии на ТЭС проанализируем формулы для определения основных составляющих себестоимости 1 кВт.ч электроэнергии.
Топливная составляющая себестоимости 1 кВт·ч, отпущенного с шин тепловой станции, может быть подсчитана так, руб./(кВт·ч):
, ( 3.4)
где Вэ.усл – годовой расход условного топлива, т,
Эотп – годовой отпуск электроэнергии с шин станции, кВт·ч,
bэ – удельный расход условного топлива,
Ру – установленная мощность станции,
αпот – потери топлива при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах.
Как видно из формулы (3.4), величина топливной составляющей себестоимости зависит от удельного расхода условного топлива, его цены, затрат на транспорт, доли потерь при хранении и погрузочно-разгрузочных работах, расхода электроэнергии на собственные нужды.
К числу основных факторов, определивших снижение удельных расходов условного топлива, относится увеличение доли выработки электроэнергии на тепловых электростанциях с высокими параметрами пара, увеличение теплофикационной выработки электроэнергии на ТЭЦ, рост единичных мощностей агрегатов, реконструкция основного и вспомогательного оборудования, повышение доли газа и нефти в топливном балансе тепловых электростанций.
Составляющая себестоимости 1 кВт·ч по амортизации может быть определена по следующей формуле, руб./ (кВт·ч):
( 3.5)
где И э.ам – годовые отчисления на амортизацию основных фондов, приходящиеся на производство электроэнергии, руб./год;
Ту – число часов использования установленной мощности электростанции;
Эс.н - процент расхода электроэнергии на собственные нужды, %;
с – стоимость установленного кВт.ч мощности;
αам – укрупненная норма амортизационных отчислений.
Как видно из этого выражения, величина амортизационной составляющей себестоимости 1 кВт.ч пропорциональна проценту амортизационных отчислений и обратно пропорциональна числу часов использования установленной мощности. Однако поскольку величина αам сама возрастает с увеличением степени загрузки станции, эта зависимость на практике оказывается усложненной. В целом с увеличением числа часов использования установленной мощности амортизационная составляющая себестоимости электрической энергии снижается. При прочих равных условиях Sэ.амснизится при переходе с твердого топлива на жидкое и газообразное за счет меньшей величины норматива отчислений на амортизацию.
Составляющую себестоимости производства энергии по заработной плате можно рассчитать по следующей формуле, коп./кВт·ч:
( 3.6)
где Иэ.з.п– издержки по заработной плате, приходящиеся на производство электрической энергии, руб./год;
Фзп– фонд оплаты труда;
n– штатный коэффициент.
Из формулы (3.6) видно, что чем выше производительность труда, а, следовательно, ниже штатный коэффициент станции, тем ниже составляющая себестоимости по заработной плате. В этом же направлении оказывает влияние увеличение числа часов использования установленной мощности. Ту.
Анализ формул (3.5) и (3.6) показывает, что составляющие себестоимости по амортизации и заработной плате, представляющие собой отношения соответствующих условно-постоянных статей затрат к отпуску энергии, в очень большой степени зависят от степени загрузки станции.
Основными факторами, определившими рост производительности труда на тепловых электростанциях, являются увеличение установленной мощности станций и единичной мощности агрегатов, автоматизация и комплексная механизация основных и вспомогательных технологических процессов, рост мощности электростанций, работающих на газе и нефти, внедрение передовых принципов организации труда, производства и управления. Таким образом, основными путями снижения себестоимости производства электроэнергии на тепловых электростанциях в условиях эксплуатации являются: оптимизация режимов работы основного оборудования, более полная загрузка отборов турбин ТЭЦ, реконструкция оборудования, внедрение передовых принципов организации труда и производства, использование более дешевых и экономичных при сжигании топлив и снижение затрат на его транспорт.
Большие возможности снижения себестоимости производства энергии на тепловых станциях имеются при их проектировании. Уровень проектной себестоимости энергии, как и любого другого вида продукции, прежде всего, зависит от того, в какой степени учтены основные направления технического прогресса в данной отрасли производства.
Переход к более мощному и экономичному основному оборудованию определяет снижение удельного расхода топлива, штатного коэффициента и удельных капиталовложений, а, следовательно, одновременное снижение всех трех основных составляющих себестоимости 1 кВт.ч электроэнергии, производимой на ТЭС. Именно этим определяется гораздо более значительное снижение себестоимости энергии при увеличении мощности станций этого типа за счет перехода к более крупному основному оборудованию, чем за счет простого увеличения числа его единиц.
Экономичность работы ТЭЦ в большой степени зависит от правильности выбора при проектировании ее установленной мощности и типоразмеров турбин. Несоответствие мощности регулируемых отборов теплофикационных турбин фактическим тепловым нагрузкам приводит к сокращению доли выработки электроэнергии на тепловом потреблении или к неоправданно большому отпуску тепла пиковыми котлами. И в том, и в другом случае экономичность генерирования энергии на ТЭЦ снижается.
![]() |
Рис.3.1 –Эксплуатационная экономическая характеристика ТЭС
Зависимость себестоимости единицы энергии от числа часов использования, установленной мощности называется эксплуатационной экономической характеристикой станции. Она имеет форму, близкую к гиперболе (рис. 3.1). Характер этой кривой показывает, что с увеличением числа часов использования установленной мощности станции себестоимость энергии снижается. Как показано выше, это снижение объясняется сокращением условно-постоянных затрат и расходов энергии на холостой ход в расчете на единицу энергии. Принципиально аналогичную характеристику можно было бы построить для ГЭС, линий передач, районной или промышленной котельной.
Значительные возможности для снижения себестоимости передачи и распределения электроэнергии имеются как в условиях эксплуатации, так и при проектировании электрических сетей высокого напряжения. Эти возможности наиболее полно могут быть реализованы только при экономически обоснованном применении в проектных решениях основных направлений технического прогресса в этой области электроэнергетики, обеспечивающих повышение пропускной способности, снижение потерь в сетях и снижение их удельной стоимости строительства.
