Особенности ценообразования в энергетике

Основным фактором обеспечения устойчивости рыночных отношений является поддержание эквивалентности товарного обмена на рынке, проявляющееся в свою очередь в ценах товара. Это определяет роль цены в системе рыночных отношений.

Ценообразование — это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.

В основе российской модели энергетического рынка лежит узловое формирование маржинальной цены[8] на электрическую энергию (мощность). При этом цена в узле (группе узлов) оптового рынка формируется по самой дорогой ценовой заявке генератора, прошедшего конкурентный отбор.

Конкурентные локализованные цены (узловые цены) создают стимулы для поставщиков минимизировать полные затраты на производство и являются единственными ценами свободного рынка, которые способны сделать это. Кроме того, такие узловые цены посылают правильные сигналы потребителям и инвесторам, а также могут быть использованы для анализа включения тех или иных объектов строительства электросетевого хозяйства при включении в инвестиционные программы сетевых организаций. Однако применение модели узлового ценообразования несет в себе риски необоснованного завышения цены участником, находящимся в условиях временного дефицита генерирующих мощностей в определенной зоне.

В условиях вертикальной интеграции энергетических процессов производства, передачи и сбыта энергии тарифы на энергию формируются на базе совокупных затрат и прибыли всей технологической цепочки в рамках АО-энерго.

Реформирование отрасли и создание генерирующих, сетевых, сбытовых, сервисных компаний, осуществляющих самостоятельный бизнес, расширяет перечень ценовых ставок, поскольку на каждый вид товара, и каждый вид услуг в отдельности устанавливаются цены и тарифы.

Рис. 5.1. Узловое ценообразование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: