RAB-регулирование

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры.

Мировая практика показала, что регулирование тарифов в электросетевом комплексе на основе методологии RAB имеет ряд преимуществ для электросетевых компаний и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». (таблица 5.2)

Таблица 5.2

Сравнение методов регулирование тарифов «Затраты+» и «RAB»

  Затраты+ RAB
Период регулирования 1 год 5 лет (3 года)
Корректировка на объективные отклонения Нет Есть 6 видов ежегодных корректировок
Регулирование операционных расходов Экономически обоснованные расходы На основе метода сравнения аналогов
Стимулы снижать операционные расходы Экономия 2 года Экономия 5 лет, остаётся в компании

Продолжение таблицы 5.2

     
Источники для оплаты инвестиций Амортизация + прибыль текущего года Акционерный и заемный капитал, который будет оплачен потребителями через тарифы за 35 лет
Регулирование стоимости капитала Проценты по кредитам в фактическом объеме по фактической стоимости Нормативный метод. Фактическая стоимость капитала может отличаться
Регулирование надежности и качества обслуживания потребителей Нет Инвест программы и НВВ привязаны к уровням надежности

Компании в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Кроме этого, они получают стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании в отличие от применяемой исторически в России системы «затраты плюс».

С точки зрения потребителей достоинствами системы RAB являются повышение надежности энергоснабжения и качества предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

По методу RAB расчет тарифов осуществляется исходя из определяемой необходимой валовой выручки (НВВ) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов для соответствующего вида деятельности. Непосредственный алгоритм расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии традиционен и закреплен Разделом VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2), в соответствии с которым тариф на услуги по передаче электрической энергии предусматривает две составляющие:

1. ставку на содержание сетей;

2. ставку по оплате технологических потерь.

Схема формирования тарифа на услуги по передаче электроэнергии и фактического результата деятельности сетевой компании с учетом того, как определяется НВВ согласно Методу RAB, приведена на рис. 5.5.

рис. 5.5. Формирование тарифа на услуги по передаче электроэнергии и результата деятельности компании

Ставка на содержание сетей определяется как отношение НВВ к прогнозному полезному отпуску электроэнергии в регулируемом году, и утверждаются регулирующим органом на период регулирования.

Ставка по оплате технологических потерь рассчитывается ввиду требований законодательства об электроэнергетике, обязывающих сетевую организацию оплачивать потери, возникающие в ее сетях, по ставке, установленной регулирующим органом в соответствии с Разделом VI Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109).

Ясно, что потребители оплачивают полезный отпуск электроэнергии по приборам учета, а не общий отпуск, включающий как полезный отпуск, так и потери электроэнергии, поэтому ставка на передачу электроэнергии рассчитывается так, чтобы плата за полезный отпуск обеспечила компании и НВВ, и компенсацию потерь электроэнергии при транспортировке.

Методика формирования тарифа в рамках RAB-регулирования в общих чертах она представлена на рис. 5.6.

Рис. 5.6 Схема установления долгосрочных тарифов по методике (RAB)

Основой для расчета служит инвестированный капитал, он состоит из двух частей:

1. Первоначальная база капитала – стоимость активов сетевой компании на момент введения RAB посчитанная независимым аудитором;

2. Новый инвестированный капитал – стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором – РЭК или ФСТ).

Необходимая валовая выручка[9] должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, для межрегиональных распределительных компаний (МРСК) для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году – 6%; в 2011 – 9%; в 2012 – 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки – текущие расходы – затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.

Таким образом, необходимая валовая выручка включает в себя три компонента: текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.

Взяв за основу необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает тариф на передачу электроэнергии по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты+», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет. И это принципиальная разница. Компания в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы.

Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение 3-5 лет. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей (упрощенно говоря – исходя из уровня инфляции), кроме того, увеличивая или урезая тариф, власти и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии и качество обслуживания потребителей.

Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х годов в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. Тогда государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний и предложило ввести данную систему. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании существенно сократили свои издержки при одновременном увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

В середине 1990-х годов на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, и в первую очередь в Минэкономразвития, еще в период реформирования электросетевого комплекса страны в 2003-2005 годах. Аналогично Великобритании, в нашей стране в процессе реформирования созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний. Были проведены необходимые исследования, разработаны методические рекомендации, подготовлена законодательная база (Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1242, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: