Инвестиционная политика развития топливно-энергетического комплекса

Инвестиционная модель развития ТЭК является продолжением общей инвестиционной модели экономического развития Российской Федерации, основой которой станут прямые частные инвестиции. Основным инструментом стимулирования притока капитала в недостаточно динамично развивающиеся и инвестиционно-упадочные отрасли станет концентрированная поддержка государством активности инвесторов в отраслях ТЭК с высокой степенью изношенности основных производственных фондов, высокой капиталоемкостью, длительностью инвестиционного цикла и низким уровнем капитальных вложений, а также отраслях, развитие которых признается приоритетом государственной энергетической политики. Сферами, нуждающимися в специальных мерах поддержки капиталовложений, будут являться:

- государственная атомная энергетика;

- инфраструктура электроэнергетического рынка (единая национальная электрическая сеть);

- добыча и транспорт газа;

- модернизация и коренная реконструкция нефте- и газоперерабатывающих производств, нефтехимических и газохимических производств;

- системы транспортировки нефти и нефтепродуктов;

- развитие портовой инфраструктуры для перевалки энергетических ресурсов;

- развитие возобновляемых источников энергии.

Природа поддержки капиталовложений будет различаться в зависимости от отраслевой специфики, однако приоритетным инструментом в этом отношении будет экономическая мотивация частных инвестиций. Прямая государственная поддержка в виде государственных инвестиций будет ограничена проектами высокой социальной значимости и будет осуществляться посредством программно-целевых механизмов (через федеральные целевые программы, в первую очередь Федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика").

Несмотря на ограничения прямого бюджетного финансирования, инвестиционная модель развития ТЭК не предусматривает полного отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства. В частности, инвестиционные программы развития государственной атомной энергетики, единой национальной электрической сети (осуществляемые федеральной сетевой компанией), государственной системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, портовой инфраструктуры по транспорту энергоресурсов будут рассматриваться и утверждаться Правительством Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти и финансироваться как за счет привлеченных средств инвесторов, так и за счет целевых инвестиционных средств, включаемых в регулируемые тарифы на услуги соответствующих организаций.

Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

К общим мерам государственной поддержки инвестиций будут относиться:

- улучшение делового климата в ТЭК, создание прозрачных и стабильных правил экономической деятельности энергетических компаний, в первую очередь – за счет обеспечения стабильности и сбалансированности законодательства, регулирующего правоотношения в энергетическом секторе;

- повышение прозрачности и степени организации энергетических рынков;

- содействие внедрению в практику современных стандартов финансового менеджмента и корпоративного управления;

- обеспечения стабильности налогового режима;

- минимизации и максимальной регламентации административного вмешательства в предпринимательскую деятельность компаний энергетического сектора;

- стимулирование проведения энергетическими компаниями амортизационной политики, обеспечивающей достаточность финансирования мероприятий по простому воспроизводству основных фондов за счет амортизационных отчислений.

Интенсивность секторальных программ специальной поддержки инвестиций будет учитывать прогнозы спроса и предложения на соответствующие виды энергетических ресурсов (выявление вероятных "точек дефицита") и приоритеты развития конкретных отраслей, формулируемые при разработке единого топливно-энергетического баланса России на долгосрочную перспективу.

Важное значение в контексте политики поддержки рациональной структуры инвестиций будет иметь региональная экономическая политика. Поддержка субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов по сооружению объектов производства и транспортировки энергетических ресурсов, в большей степени малых и средних объектов, создание специальных экономических условий, обуславливающих рост производства и занятости на территориях соответствующих регионов, стимулирование перспективной ориентации региональной экономической политики, честной налоговой конкуренции – важные составляющие государственной политики в области реализации инвестиционной модели сбалансированного развития ТЭК.

В целях укрепления единства экономического пространства в энергетической сфере, развития единого рынка энергетических ресурсов государство будет принимать специальные меры поддержки инфраструктурных проектов, направленных на устранение технологических ограничений по перемещению отдельных видов энергетических ресурсов между территориями страны. Особую экономическую поддержку получат и проекты по развитию новых выгодных для страны направлений экспорта энергоресурсов.

Свой вклад в инвестиционный процесс в ТЭК внесет и государственная приватизационная политика, а также политика продажи энергетических активов инвесторам в тех сферах, где частные собственники смогут обеспечить большую эффективность использования капитала, чем структуры со значительной долей участия государства (в первую очередь, в электроэнергетике). Политика продажи активов будет направлена на поиск стратегических инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие в энергетическом бизнесе и решение перспективных инвестиционных задач.

С разделением АО-энерго и необходимостью ускоренного решения задач развития остро стоят вопросы регламентации технических условий присоединения, создания системы планирования развития, обновления нормативной базы проектирования, стандартизации надежности.

По оценкам, инвестиционные потребности отраслей ТЭК на перспективу до 2020 года составят:

- в газовой промышленности – до 180 млрд. долл. США (с учетом 30 млрд. долл. на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной

Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долл. на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал);

- в нефтяной промышленности – около 150 млрд. долл. США (собственный капитал нефтяных компаний, средства инвесторов);

- в электроэнергетике – 130-160 млрд. долл. США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100-120 млрд., из

которых 35 млрд. долл. на АЭС и 30-40 млрд. долл. на развитие электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов и по АЭС - тарифные источники соответствующих генерирующих компаний);

- в угольной промышленности – до 20-29 млрд. долл. США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средств федерального бюджета).

Рост капиталовложений в энергетическом секторе, где ожидается также значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики. Это будет происходить и вследствие естественного накопления капитала в отраслях с большей глубиной переработки, и вследствие активных мер Правительства Российской Федерации, с учетом вступления в ВТО, которое создаст более жесткие условия конкуренции для российских товаропроизводителей.

Российские генерирующие мощности к 2030-му году должны состоять из энергоустановок, работающих с использованием передовых технологий мирового уровня, гарантирующего их эффективную эксплуатацию, надёжное функционирование и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Структура генерирующих мощностей должна быть сформирована с учётом требований по диверсификации топливного баланса электроэнергетики в целях обеспечения энергетической и экологической безопасности страны. Целесообразно наличие в энергосистемах электростанций, работающих на разных видах топлива для обеспечения надежности топливоснабжения генерирующего оборудования и энергосистемы в целом.

Основные этапы инвестиционного проекта

В условиях рыночной экономики важнейшим условием устойчивого развития предприятия является эффективность инвестиционной деятельности.

принятие решения по вопросу вложения капитала ключевой проблемой инвестиционного менеджмента. Процедура принятия решения подразумевает оценку и выбор варианта, в наибольшей степени удовлетворяющего принятым критериям.

В соответствии с общепринятой практикой инвестиционная деятельность организуется в проектной форме.

Инвестиционный проект — это совокупность документов, подтверждающих экономическую целесообразность инвестирования денежных средств в реальные объекты (средства производства, акции, облигации, научные исследования, лицензии, ноу -хао и т.д. комплексный план создания или модернизации производства в целях получения экономической выгоды.

Период разработки и реализации инвестиционного проекта называется инвестиционным циклом.

Инвестиционный цикл проекта охватывает три основных фазы:

- предынвестиционную;

- инвестиционную;

- производственную.

Предынвестиционная фаза включает три стадии исследований:

- выявление необходимости разработки проекта;

- предварительные технико-экономические исследования по проекту;

- технико-экономическое обоснование проекта и принятие решения о его инвестировании.

На первой стадии прединвестиционной фазы исследуется необходимость разработки проекта. В электроэнергетике это в первую очередь анализ балансов энергии и мощности региона, выявление дефицита генерирующей мощности или недостаточности пропускной способности ЛЭП, в результате чего намечаются пути решения возникшей проблемы: реализация программ энергосбережения, строительство новых объектов, реконструкция действующих и пр. На данном этапе исследование носит общий характер и базируется в основном на обобщенных оценках, а не на подробном анализе, при этом информация о затратах, как правило, берется из аналогичных проектов.

На второй стадии целью предварительного технико-экономического исследования является доказательство того, что концепция проекта оправдывает проведение последующего детального анализа по проекту, для чего на данной стадии следует:

- изучить возможные альтернативные проекты;

- изучить состояние, динамику и перспективы рынка энергии, провести исследование спроса, продаж и маркетинга;

- определить производственную мощность и производственную программу проекта;

- изучить технические аспекты проекта: технологии и оборудование;

- изучить район и возможные площадки размещения объекта, а также наличие транспортных коммуникаций, линий электропередач, водных источников;

- изучить наличие и стоимость производственных факторов (материалов, топлива);

- изучить потребность и наличие кадров;

- определить ориентировочный размер накладных расходов, в том числе административно-управленческих;

- выполнить предварительную оценку размера инвестиционных затрат, определить возможные источники финансирования проекта, издержки производства продукции, предварительно оценить коммерческую эффективность проекта.

Количественные оценки при этом базируются на укрупненных экономических показателях без разработки подробных смет.

Проводимое на третьем этапе прединвестиционной фазы технико-экономическое обоснование проекта является технической, экономической и коммерческой основой для принятия решения об инвестировании. Итоговым документом исследований на данном этапе является технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), представляющее собой предпроектный документ, в котором уточняются балансы мощности и выработки электроэнергии в системе, определяется необходимая мощность и выработка электроэнергии, намечаемой к строительству электростанции, разрабатываются схемы связи электростанции с энергосистемой, определяются тип и параметры основного оборудования, сроки ввода агрегатов, определяется потребность в топливе по годам, обосновывается вид топлива и источники техниче­ского водоснабжения. Завершающая часть ТЭО — расчеты капитальных вложений и затрат на производство продукции по возможным вариантам строительства с учетом района размещения электростанции и сроков ввода мощности — позволяет провести анализ сравнительной эффективности вариантов и выбрать наиболее эффективный. Проведение технико-экономических исследований является не самоцелью, а средством принятия обоснованного решения об инвестировании, излагаемого в бизнес-плане инвестиционного проекта.

Окончательные оценки объема инвестиции, издержек производства, экономической, коммерческой и финансовой эффективности могут быть получены при составлении детальных смет, когда. масштаб проекта будет четко определен.

На стадии проектирования инвестиционной фазы масштаб проекта фиксируется в чертежах и схемах, которые служат материалом для дальнейшей работы над проектом. Проектируется объект на основе проектного задания, разрабатываемого организацией-заказчиком совместно с проектное организацией на основе утвержденного бизнес-плана проекта.

Проектирование энергетических объектов ведется в один или два этапа. При двухэтапном проектировании в первую очередь разрабатывается технический проект, в котором определяются площадка в выбранном пункте строительства, окончательная мощность и сроки ввода по очередям, состав, тип и компоновка основного и вспомогательного оборудования, схема технического водоснабжения, способы золоудаления и золоулавливания, схема топливоснабжения; на базе сметы капитальных затрат рассчитываются общая стоимость строительства электростанции и ее технико-экономические показатели. Многие из этих вопросов решаются путем повариантных сравнений в целях принятия оптимального решения.

На втором этапе проектирования разрабатываются рабочие чертежи, выполняемые в соответствии с принципиальными решениями, принятыми в техническом проекте.

Проектирование в одну стадию возможно при использовании типовых проектов, при этом разрабатывается лишь технорабочий проект (технический проект, совмещенный с рабочими чертежами).

Типовым называется утвержденный проект, предназначенный для многократного использования на строительстве одинаковых объектов. Он содержит полный комплект рабочих чертежей с пояснительной запиской, спецификациями на оборудование, ведомостями необходимых материалов и информацией об объемах строительно-монтажных работ. Для применения на конкретном объекте типового проекта требуется привязка рабочих чертежей к местным условиям строительной площадки. В строительстве тепловых электростанций широко применяются типовые проекты отдельных объектов (главного и служебного корпусов, топливоподачи, мазутохозяйства, распределительных устройств, градирни, дымовой трубы, химводоочистки и пр.).

Проектирование, строительство Инвестирование Освоение   Нормальная эксплуатация   Ликвидация
  Получение дохода
Расчетный пери од инвестиционного цикл

Рис. 7.2. Схема стадий инвестиционного проекта

Реализация инвестиционного проекта может быть представлена двумя взаимосвязанными экономическими процессами: инвестированием и получением доходов от вложенных средств. Эти процессы протекают последовательно или на некотором временном отрезке параллельно. Основные стадии инвестиционного цикла представлены на рис. 7.2.

Отличительной чертой инвестиционной деятельности является альтернативность. Любая инженерная задача предполагает многовариантность решения. В энергетической отрасли благодаря взаимозаменяемости энергоресурсов всегда имеются возможности по-разному решать проблемы энергоснабжения. Каждый вариант решения — это вариант инвестиционного проекта. В результате проведения финансово-экономического анализа выбирается вариант, обеспечивающий получение наилучшего экономического результата. При сравнении вариантов должны выполняться условия сопоставимости вариантов по производственному эффекту. Решение проблем энергоснабжения должно обеспечивать производство одинаковым количеством энергоресурсов.

На производственной стадии осуществляется эксплуатация объекта.

7.3. Бизнес-план инвестиционного проекта

В целях привлечения инвесторов для реализации проекта и предоставления им необходимой информации составляется бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта представляет структурированный перспективный план, в котором формулируются цели проекта, определяется комплекс мер в области проектирования и строительства объекта, производства продукции, маркетинга, определяется объем необходимых материальных, финансовых средств и трудовых ресурсов, доходы от реализации продукции и услуг и конечные финансовые результаты по проекту.

Потенциальными пользователями бизнес-плана являются:

- заказчики, выдвинувшие идею проекта, которые при составлении бизнес-плана должны оценить свои возможности и наметить стратегию поведения в целях реализации данного проекта;

- сотрудники компании, в рамках которой будет функционировать объект, создаваемый по данному проекту, поскольку каждый работник должен определить для себя новые требования и задачи, связанные со стратегией развития компании;

- инвесторы — поставщики оборудования и топлива, подрядчики и субподрядчики, кредитные организации, так как они должны убедиться в доходности проекта, его реализуемости и при принятии положительного решения определить для себя круг задач и объем работ, который они должны выполнить при реализации проекта.

Важнейшая цель составления бизнес-плана инвестиционного проекта заключается в привлечении инвесторов, поэтому в бизнес-плане должны быть четко определены:

- идея проекта и цели компании в реализации проекта;

- сроки выполнения проекта;

- стратегия компании в части маркетинга, производства, НИОКР, организации управления, обеспечивающая возможность реализации проекта:

- система контроля за реализацией проекта;

- общие инвестиционные затраты в проект и источники их финансирования:

- доходность проекта;

- риски по проекту и меры по их снижению.

Бизнес-план проекта должен отвечать следующим требованиям:

- быть полным, комплексным, доказательным, то есть предоставлять полную информацию, необходимую для принятия решений инвесторами, содержать взаимосогласованные меры по реализации проекта, опираться на реальную информацию и обоснованные идеи;

- быть перспективным, с указанием по годам строительства вводов мощности, поступлений и расходования средств. Расчет доходности проекта должен быть выполнен за весь инвестиционный цикл, начиная от прединвестиционной фазы и заканчивая моментом завершения существования объекта;

- быть гибким, позволяющим вносить коррективы, возникающие в ходе реализации проекта;

- обеспечивать контроль сроков и объемов выполнения работ;

- быть компактным и понятным для пользователя.

Задачи, стоящие перед бизнес-планом, и требования, которым он должен соответствовать определяют содержание и структуру бизнес-плана инвестиционного проекта, включающего следующие разделы:

Общая характеристика проекта (резюме).

В данной части приводятся:

Краткие выводы из всех последующих разделов бизнес-плана, в том числе: — название, общее описание проекта и его целей;

общая характеристика технологии, оборудования, производственной мощности, основных производственных показателей, режима работы.

График реализации проекта, в том числе дата начала и окончания проекта с указанием периода строительства, периода освоения и периода эксплуатации.

Характеристика района размещения объекта, включающая описание местности, расстояние от ближайшего крупного города, площадь земельного участка с указанием документов, удостоверяющих право на пользование им, транспортные коммуникации — автомобильные, железные дороги, водные транспортные пути, системы связи и телекоммуникации, электрические и тепловые сети.

Производственные здания: число и общая площадь

Инфраструктура.

Обеспеченность топливом: вид и качество топлива, система транспорта топлива.

Характеристика персонала (численность, квалификация).

Управление проектом в период его реализации и эксплуатации.

Форма собственности и правовой статус компании: государственное унитарное предприятие акционерная компания и пр.

Обеспеченность сбыта энергии.

Экономическая характеристика объекта.

Общая сумма требуемых капитальных вложений и предполагаемые источники финансирования.

Результаты расчета финансовой эффективности проекта.

1. Цели разработки проекта.

Приводится краткое описание идеи проекта, перечисляются виды продукции и оказываемых услуг.

Определяется район размещения и площадка строительства, стоимость земельного участка или арендная плата, оцениваются затраты в инфраструктуру.

2. Анализ рынка сбыта,

Определяются объем сбыта, поставки на оптовый или розничный рынок, современная и перспективная структура потребителей энергии, анализируются факторы, влияющие на изменение сбыта.

Оценивается конкуренция со стороны других компаний, выбирается стратегия поведения на рынке, определяется свой сегмент рынка.

Составляется прогноз тарифов на электрическую энергию и тепло с указанием нормативных документов по ценообразованию.

5. Стратегия маркетинга.

Определяется схема реализации энергии и мощности на оптовом и (или) розничном рынках, каналы сбыта.

Определяются принципы ценообразования на энергию и мощность, уровень рентабельности капитала.

Разрабатывается план расширения объема продаж.

Оценивается эластичность спроса на электроэнергию и тепло.

Определяется круг поставщиков оборудования, необходимого для реализации проекта, и цены на оборудование.

Определяются вид топлива, круг поставщиков, цена, исследуется влияние изменения цены топлива и транспортных тарифов на эффективность проекта

4. План производства.

• Указывается мощность объекта, объем производства продукции и их изменение по годам инвестиционного периода.

Приводится описание технологий и оборудования, осуществляется отбор наиболее эффективных технологических решений, приводится сравнительная характеристика потенциальных поставщиков оборудования.

Оцениваются затраты на производство электрической и тепловой энергии по годам инвестиционного периода.

5. Организационный план.

Приводиться организационная структура управления.

Характеристика персонала: численность, уровень квалификации, уровень оплаты труда.

Системы и формы оплаты труда и система стимулирования руководителей высшего звена.

6. Юридический план.

В разделе указывается форма собственности и правовой статус компании.

В случае создания государственного унитарного предприятия отражается степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность компании; в случае создания акционерной компании указывается будущее распределение акционерного капитала между потенциальными акционерами.

7. Экологический план.

В разделе содержится информация о состоянии природной среды в районе размещения будущего объекта и его влияние на экологию.

8. Социальная реакция на строительство энергетического объекта.

Отражаются формы участия населения в обсуждении проекта, ожидаемая реакция населения на проект, число новых рабочих мест, формы и методы компенсационных мероприятий для населения, проживающего в районе размещения энергетического объекта.

9. Финансовый план.

Данный раздел содержит информацию, на основе которой производится финансовая оценка проекта в целом и рассчитываются его основные финансово-экономические показатели: уровень рентабельности, финансовая устойчивость и ликвидность предприятия, созданного (построенного) по проекту.

Для разработчиков бизнес-плана в ходе подготовки данного раздела становится окончательно ясной реальность и эффективность осуществления проекта.

С точки зрения инвестора этот раздел является важнейшим, так как позволяет определить привлекательность проекта и его эффективность.

Обычно этот раздел включает следующие финансовые документы:

Данная структура бизнес-плана инвестиционного проекта может изменяться в соответствии со спецификой проекта и его основными целями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: