Источники инвестирования

Источниками финансирования инвестиционной деятельности энергетических компаний могут быть:

· Собственные средства;

· Привлеченные средства;

· Заемные средства;

· Лизинг;

· Бюджетное финансирование.

Собственные средства

Амортизационные отчисления как собственный источник финансирования инвестиционной деятельности представляют собой временно свободные денежные суммы, поскольку основные средства, на которые начисляется амортизация, продолжают функционировать и потребности в осуществлении воспроизводства данных объектов до полного их износа не возникает. При этом предприятия получают возможность использовать амортизационные отчисления на текущее воспроизводство основных средств (реконструкцию, модернизацию) или сохранять в виде свободных денежных средств для вложения в будущем в строительство новых объектов.

Вторым источником собственных финансовых средств, используемых для инвестирования, является чистая прибыль компании, которая наряду с заемными средствами является источником расширенного воспроизводства основных средств.

Привлеченные средства

В состав привлеченных средств, как источника финансирования инвестиционной деятельности входят:

· средства от эмиссии и продажи акций;

· средства потребителей энергии, поставщиков топлива, предприятий, выпускающих энергетическое оборудование;

· средства иных коммерческих компаний;

· средства от размещения глобальных и американских депозитарных расписок.

Эмиссия акций компаний является одним из способов привлечения инвестиций. Выпуск акций, как вида ценных бумаг, дающих право на получение прибыли их эмитенту, государственными предприятиями производиться не может. Это право принадлежит лишь акционерным компаниям.

В целом энергетические акции во всем мире считаются стабильными и пользуются повышенным спросом у тех инвесторов, которые стремятся к нерисковым вложениям капитала, обеспечивающим гарантированный доход. Существенным моментом является также то, что на обращение акций электроэнергетических акционерных компаний наряду с акциями ряда других отраслей, относящихся к жизненно важным отраслям экономики, в меньшей степени влияет изменение финансовой и биржевой конъюнктуры.

Потенциальным источником инвестиций являются также средства предприятий и организаций-потребителей тепловой и электрической энергии, поставщиков топлива, предприятий, производящих энергетическое оборудование. Средства могут привлекаться на договорных началах в порядке долевого участия потребителей. При этом энергопредприятия на вновь строящиеся энергообъекты могут продавать в установленном порядке акции потребителям энергии на заявленную ими мощность, а также создавать совместные предприятия с привлечением иностранного и частного капитала. Договоры и решения соответствующих органов власти юридически закрепляют обязательства, гарантии, ответственность сторон, участвующих в финансировании и материально-техническом обеспечении строительства энергообъектов. При создании акционерных обществ стороны — инвесторы являются совладельцами объекта с последующим получением соответствующей доли прибыли.

Одним из способов привлечения зарубежных инвестиций для российских акционерных обществ является выпуск депозитарных расписок.

Депозитарная расписка — это производная ценная бумага, выпускаемая на акции иностранных (в том числе и российских) эмитентов, имеющая свободное хождение в стране.

Заемные средства

Заемные средства — это денежные средства, выдаваемые заимодавцем в виде ссуды (кредита) на определенный срок на платной основе.

В качестве заемных средств при финансировании инвестиционной деятельности выступают инвестиционные кредиты российских коммерческих банков, облигационные займы и иностранные кредиты, инвестиционный налоговый кредит

При недостатке у энергетических компаний собственных средств, или в случае наличия ограничений на эмиссию акций, а так же при неразвитости рынка ценных бумаг важнейшим источником инвестиций являются кредиты коммерческих отечественных банков, и иностранные кредиты.

Коммерческие банки, рассматривая возможность предоставления кредита, на основе анализа бизнес-плана компании и бизнес-плана инвестиционного проекта должны убедиться, что поток денежных средств сможет обеспечить обслуживание долга на протяжении всего срока выплаты кредита. Для большинства кредитов проценты и сумма долга подлежат погашению ежемесячно, начиная с первого месяца. В некоторых случаях платежи основной суммы могут быть отсрочены, как правило, на срок не более одного года. Источником погашения долга является прибыль от деятельности компании или новые займы, в то время, как проценты за пользование кредитами учитываются в составе «Прочих затрат», относимых на себестоимость продукции.

Инвестиционный кредит может быть обеспеченным или необеспеченным имуществом, может выдаваться под залог недвижимости или может быть обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга.

По степени риска и доходности виды коммерческих кредитов распределяются следующим образом: чем выше обеспеченность кредита, тем меньше риск.

Привлечение инвестиционных кредитов коммерческих банков имеет ряд преимуществ и недостатков (табл. 7.1), которые следует учитывать при обосновании выбора источников инвестирования проектов.

Таблица 7.1

Преимущества и недостатки кредитов коммерческих банков

Преимущества Недостатки
1. Решение о взятии кредита принимается руководством компании I. Банк становится теневым управляющим компании
2. Отсутствие внешних законодательных ограничений на взятие кредита 2. Немедленная потребность в средствах для осуществления выплат по займам
3. Легкий доступ к получению капитала 3. Более высокая цена получения последующих займов
4. Специализация кредитов 4. Обязательность погашения кредитов иностранным кредиторам в твердой валюте
5. Рассредоточение риска кредиторов благодаря объединению ресурсов коммерческих банков  

Заемный капитал целесообразно привлекать лишь в том случае, если это повышает рентабельность собственного капитала. Однако чем выше доля заемных средств, тем больше сумма выплачиваемых процентов.

Использование кредитных средств хотя и является выгодным на первоначальной стадии реализации проекта, позволяя покрыть дефицит средств в этот период, тем не менее, крайне обременительно для проекта в первые годы эксплуатации. Поэтому заключению кредитного соглашения должен предшествовать сравнительный анализ влияния выплат по кредиту на себестоимость продукции при разных схемах погашения кредита: либо с периодическим погашением задолженности равными взносами и выплатой постоянного процента; либо с периодическим погашением задолженности равными взносами с постепенным сокращением процентов.

Энергетика является капиталоемкой отраслью с длительными сроками строительства объектов и сравнительно большими сроками окупаемости инвестиций, что повышает для банков риск неуплаты долгосрочных инвестиционных кредитов и снижает возможности использования банковского кредита для финансирования дорогостоящих программ по развитию электроэнергетики. В силу вышеуказанных факторов удельный вес заемных средств, инвестируемых в развитие российской энергетики, составляет 15-16% от суммарных инвестиций в электроэнергетический сектор.

Использование заемного капитала тесно связано с рисками инвестирования, и в первую очередь с предпринимательским и финансовым риском.

Предпринимательский риск возникает в случае отказа компании от использования в своей деятельности заемных средств.

Финансовый риск — это риск, которому подвергается компания в результате принятия решения использовать для финансирования заемные средства и невыполнении обязательств по выплате кредита.

Возможным источником инвестиционной деятельности является налоговый инвестиционный кредит.

Налоговый инвестиционный кредит – это условие финансирования предприятия на основе отсрочки уплаты налогов. Сумма недоплат в налоговые выплаты оформляется юридическим документом, где зафиксированы условия возврата налогового кредита, процентная ставка, продолжительность и период возврата.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет

В Налоговом кодексе РФ(ст. 67) записано, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Экономическая выгода от использования налогового кредита основывается на разнице процентной ставки коммерческого банка и рефинансирования ЦБ РФ, скорректированной на сумму инвестиционного кредита.

Лизинг

Специфической формой финансирования инвестиций, альтернативной традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов, является лизинг долгосрочная аренда основных средств. Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное в договоре имущество и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга (предметом договора) может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

Субъектами лизинга являются:

· лизингодатель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг имущества по договору. Лизинговые компании создаются в форме акционерных обществ или других организационно-правовых форм, выполняющих функции лизингодателя;

· лизингополучатель — юридическое или физическое лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;

· продавец лизингового имущества — предприятие, производящее машины, оборудование и продающее их лизингополучателю.

Лизинг дает возможность производственным компаниям получать необходимые основные средства без значительных единовременных затрат, а так же избежать потерь, связанных с моральным старением средств производства.

Имущество, переданное в лизинг в течение срока действия договора лизинга, является собственностью лизингодателя. В договоре лизинга может предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока договора.

Оплата пользования лизинговым имуществом производится лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ, форма и периодичность этих платежей устанавливается в договоре по соглашению сторон.

Лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем. Доходом лизингодателей является разница между суммой лизинговых платежей, полученных лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Доходом лизингополучателя является прибыль от продажи продукции.

Бюджетное финансирование

Участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и в форме прямого участия в инвестиционной деятельности. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, достигается в результате:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведения переоценки основных средств в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемое в форме капитальных вложений, включает:

- разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- защиту российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

- разработку и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

- выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от источника финансирования (Федеральный бюджет или бюджет субъектов Федерации) различается порядок финансирования и утверждения инвестиционных проектов(табл. 7.2).

Таблица 7.2

Условия отнесения государственных капвложений к соответствующему бюджету

Федеральный бюджет Российской Федерации Бюджет субъектов Российской Федерации
Условия отнесения расходов по финансированию государственных капитальных вложений к соответствующему бюджету
Расходы являются частью затрат на реализацию соответствующих федеральных целевых программ или финансируются из федерального бюджета на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации Расходы являются частью затрат на реализацию соответствующих региональных целевых программ или финансируются из бюджета субъектов РФ на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Порядок финансирования инвестиционных проектов определяется
Правительством Российской Федерации Органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации
Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов производятся в соответствии с:
Законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ Законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном для региональных целевых программ
Перечни инвестиционных проектов образуют:
Федеральные инвестиционные программы Региональные инвестиционные программы

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат государственной экспертизе.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства, или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Централизованные средства государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ выделяются на строительство энергетических объектов, перечень которых определяется постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ. Бюджетное финансирование в энергетику незначительно и составляет около 1% от суммарных инвестиций в отрасль.

Обобщенная схема участия государства в инвестиционной деятельности представлена на рис. 7.1.


Рис. 7.1. Форма участия государства в инвестиционной деятельности.






Подборка статей по вашей теме: