double arrow

ВОПРОС №1 Рабочее движение и распространение марксизма в России. Зарождение российской социал-демократии

С развитием капитализма в России значительно ускорился процесс формирования рабочего класса, который пополнялся беднейшими крестьянами пореформенной деревни и не выдерживавшими конкуренции кустарями. У рабочих в данный период было полные юридическое бесправие, рабочий день был сверх продолжительным, на них накладывали постоянные штрафы, был высок травматизм на производстве. Рабочие не имели социальных гарантий, в том случае, когда они заболевали или в старости. Ситуация с обеспечением жильем обстояла очень плохо. В 60-70-е годы XIX века стала проявляться активность рабочих, заключавшаяся в стихийных выступлениях. На Урале и в центральных губерниях, волнения стали наблюдаться в 60-е годы XIX века. 4 стачки и 12 волнений рабочих промышленности было зарегистрировано в 1861 году. Численность выступлений росла очень быстро. Стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872) были проведены с особым размахом, которые происходили в непосредственной близости от столицы империи [7, стр. 295-296].

Рост рабочей активности, а впоследствии возникновение русской социал-демократии стали важнейшими явлениями в русском общественном движении пореформенной России.

В 70-х годах XIX века росту активности и сплоченности российского пролетариата способствовали рабочие организации. Рабочие организации знакомили пролетариат с опытом и традициями международного рабочего движения и подготовили подъем движения в 80-е годы XIX в.

"Освобождение труда" – первая русская марксистская группа.

Группой "Освобождение труда" были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке". Группа напечатала их за границей и тайно распространяла в России

Когда социал-демократического движения еще не было в России группа "Освобождение труда" подняла знамя марксизма в русской заграничной печати, но главным идейным препятствием распространения марксизма и социал-демократического движения были народнические взгляды.

Революционная борьба рабочего класса стала организованной развитием капитализма в России, но народники совершенно не понимали передовой роли рабочего класса. Народники утверждали, что не рабочий класс является главной революционной силой, а крестьянство. Они ошибочно считали, что власть царя и помещиков можно свергнуть лишь за счет крестьянских "бунтов". Народники не понимали рабочий класс, не понимали что без объединения с рабочим классом одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Рабочий класс является самым революционным и самым передовым классом общества, но этого народники не понимали.

Первые социал-демократические организации

В 80-е-первой половине 90-х гг. в Петербурге, Москве, Твери, Харькове, городах Поволжья существовали организации революционеров-народников, правда, малочисленные, изолированные друг от друга, а деятельность их была малозаметной и не оказывала большого влияния на развитие революционного движения. С середины 90-х гг. члены этих организаций, как правило, принимают наименование социалисты-революционеры, указывая на свое родство с “Народной волей”, так как народовольцы называли себя социалистами и революционерами. Объективно эсеры выражали интересы мелкой буржуазии в первую очередь крестьянства Наличие в России огромных мелкобуржуазных масс давало эсерам широкую социальную базу, а общественный подъем второй половины 90-х гг. способствовал оживлению; революционного народничества.

На рубеже веков в России существовали три.наиболее крупных эсеровских организации.

1. “Союз социалистов-революционеров”, центральная группа которого начала складываться в 1894 г. в Саратове во главе с А., А. Аргуновым. В 1896 г. она в основном оформилась, выработала программный документ “Основные положения союза социалистов-революционеров”. В 1897 г. наиболее активные члены организации переехали.. в Москву и создали там самую крупную группу “Союза”, состоявшую из 26 человек, все они принадлежали, к интеллигенции. Кроме того, организации существовали в Петербурге, Казани, Орле, Екатеринбурге и других городах. Основное внимание в деятельности, “Союза” уделялось созданию регулярного печатного органа, который, по замыслу руководителей, должен был сплотить вокруг себя все эсеровские организации, разработать общие принципы, теории, подготовив этим создание партии. Таким органом стала газета “Революционная Россия”, первый и второй номера ее вышли в 1901 г. “Союз социалистов-революционеров”, известный также под названием “Северный союз”, настойчиво подчеркивал ' свое идейное родство с “Народной волей”, выступал с пропагандой индивидуального террора и приближался скорее к организациям старого конспиративного образца.

2. “Партия социалистов-революционеров” или, как ее еще называли, “Южная партия”. Начало ей положила созданная в 1894 г. в Киеве организация во главе с И. А. Дьяконовым,. Н. Н. Соколовым, И. П. Дирдовским. В 1896 г. группа И. А. Дьяконова выделилась из организации и начала самостоятельную деятельность. Свое кредо она объявила в брошюре “Некоторые основные пункты программы группы социалистов-революционеров”. Группа численно возросла за счет студенческой молодежи, она вела устную пропаганду среди студентов и рабочих, организуя с этой целью кружки. Действовали эсеровские организации, кроме Киева, и в других южных городах: Воронеже, Харькове, Полтаве.

3. “Рабочая партия политического освобождения России” (РППОР). Она возникла осенью 1899 г. в Минске на основе кружков, рабочих, группировавшихся вокруг бывшего народовольца Е. Гальперина. Вскоре самой заметной фигурой в РППОР стал Г. А. Гершуни, Во многом благодаря его, энергии, организация значительно окрепла и расширилась. Только в Минске в ее кружки входило до 60 рабочих. Идеологи РППОР в программной брошюре “Свобода” уклонились от анализа социально-экономического положения России, разорвали связь между борьбой за политическую свободу, на первоочередной необходимости которой они настаивали, и борьбой за экономические преобразования, за социализм. Главным средством достижения политической свободы признавался террор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: