Билет № 40. Наука и культура в 1917-1945 гг

Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявились в культурной жизни общества.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляет развитие народного образования, культурно-просветительной работы, литературы и искусства, ведет работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся в Духе марксистско-ленинской идеологии. Государство финансирует все отрасли, культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.

Отделение церкви от государства и школы от церкви, широкое развертывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви.

За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения. Удалось добиться крупных успехов в развитии науки, решить такие сложные задачи, как овладение атомной энергией и освоение космоса.

Прогрессу культуры способствовало развитие средств массовой информации. Еще в начале XX в. единственным таким средством была периодическая печать, но уже с 20-х годов началось регулярное радиовещание, перед войной - телевещание.

Изменения в политической и экономической жизни общества существенно влияли на культурную жизнь. В этот период возросла руководящая роль партийных и государственных органов в области культуры. С 1928 г. культурное строительство велось в соответствии с общегосударственными пятилетними планами. Были созданы государственные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Комитет по делам искусств (1936), Всесоюзный комитет по радиовещанию (1931). В ведении Наркомпроса остались вопросы народного просвещения.

Прошли дискуссии о закономерностях развития социалистической экономики, смены общественно-экономических формаций. Основные направления развития общественных наук были определены в постановлениях ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма" (25 января 1931 г.) и "О работе Комакадемии" (15 марта 1931 г.). Была поставлена задача преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства, выдвигался тезис об "обострении классовой борьбы на теоретическом фронте".

В 30-е годы отношение к науке становится все более утилитарным. Приоритетное развитие получили направления, связанные с нуждами практики. Научно-исследовательская работа стала планироваться в соответствии с народнохозяйственными задачами. В 1933 г. Академия наук СССР была подчинена Совнаркому, а в 1934 г. переведена из Ленинграда в Москву, что укрепило ее связи с наркоматами. Ликвидация автономии Академии наук вела к утверждению административных методов руководства наукой. Некомпетентным руководством были признаны неперспективными или даже ложными некоторые направления науки. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики.

Исследования в области общественных наук во многом определялись установками "Краткого курса истории ВКП(б)", который был издан под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И. В. Сталина в 1938 г. Возведение в догму "Краткого курса", представлявшего собой, по сути, историческое оправдание сталинизма, тормозило развитие науки, негативно сказывалось в практике преподавания и пропаганды истории партии.

На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Ушли в прошлое политические разногласия в среде художественной интеллигенции, большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и наиболее целесообразный для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству

Политика партии в области литературы и искусства в новых условиях была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей. Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства.

Крупным событием в культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял Устав и избрал Правление Союза. Социалистический реализм провозглашался основным методом советской литературы.

Ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" (опубликована в 1928-1940 гг.). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л. Леонова "Соть", М. Шагинян "Гидроцентраль", В. Катаева "Время вперед", И. Эренбурга "Не переводя дыхания". Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвященные отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это "Петр Первый" А. Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

С конца 20-х годов на сценах театров утвердилась советская пьеса. Изменение репертуара, встречи с трудящимися на общественных просмотрах и обсуждениях способствовали сближению театра с жизнью. К 20-летию Великого Октября на сцене впервые был воплощен образ В. И. Ленина. В спектакле Театра им. Евг. Вахтангова "Человек с ружьем" по пьесе Н. Погодина эту роль исполнил Б. В. Щукин. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, "Анна Каренина" - постановка В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахновского в Московском художественном театре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, спектакли Ленинградского театра комедии, поставленные Н. П. Акимовым, "Ромео и Джульетта" в постановке А. Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчитывалось более 70 по всей стране.

В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, К. Байсеитова и др.

Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры. Уже к концу 20-х годов советские немые фильмы постепенно вытесняли зарубежную кинопродукцию с экрана. Росту популярности кино способствовало появление советских звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 г. "Путевка в жизнь" (режиссер Н. Экк), "Одна" (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг), "Златые горы" (режиссер С. Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках ("Семеро смелых", "Комсомольск" С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны ("Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. Дзигана, "Депутат Балтики" И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова "Веселые ребята", "Цирк".

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других, выдвинулись молодые советские дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном искусстве. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), призванная объединить художественные силы страны. Однако она не сумела решить поставленные перед ней задачи, так как в ее деятельности проявились худшие стороны Пролеткульта - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, была распущена. Начали создаваться союзы художников, объединявшие деятелей изобразительного искусства республик и областей. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов.

Жесткий контроль распространялся и на культуру прошлого. Нельзя сказать, что отношение к дореволюционному прошлому России было абсолютно негативным. С 1934 г. в средних школах вводилось преподавание отечественной истории, восстанавливались исторические факультеты в университетах. В трагическом 1937 году широко отмечалось столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Однако с историей общества и культуры обращались произвольно в угоду политическим и идеологическим целям сталинского руководства. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры. Именно в 30-е годы в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Военное время, поставив новые идеологические задачи, потребовало перестройки учреждений культуры, форм и содержания деятельности интеллигенции. Предпочтение теперь отдавалось наиболее оперативным, мобильным, доступным и эффективным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. По-новому использовались я театры (преобладала военная тематика на сцене), музеи, библиотеки, клубы.

Президиум оргкомитета Союза художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск. На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана центральная объединенная киностудия (ЦОКС), где работали выдающиеся советские режиссеры, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. 80 % всех отечественных художественных фильмов в годы войны было выпущено этой студией. Уже к ноябрю 1941 г. в восточные районы страны было вывезено около 60 театров из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Ведущие творческие коллективы удалось сохранить.

В 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, распространявшая свою деятельность на Западную Сибирь и Казахстан. Комиссия объединила около 60 научных и промышленных организаций. Во главе с академиком А. А. Байковым, И. П. Бардиным, С. Г. Струмилиным и другими Комиссия обеспечила использование природных богатств обширных районов страны в нуждах фронта. Математический институт, возглавляемый президентом Академии наук Грузинской ССР Н. И. Мусхелишвили, выполнил ряд работ, имевших большое практическое значение для производства вооружения и боеприпасов. Огромную работу по излечению раненых воинов Красной Армии провели Институт физиологии и многочисленные медицинские научно-исследовательские институты. Сотрудники Института физиологии изучили влияние на организм человека взрывной волны и разработали мероприятия по защите бойцов от контузии. Советские ученые внесли весомый вклад в достижение победы над врагом. Благодаря их работе было улучшено вооружение армии, выявлены новые энергетические и сырьевые ресурсы Восточной Сибири и Крайнего Севера, около 70 % раненых возвращались в строй.

В годы войны продолжалось исследование долговременных теоретических проблем. Так, в 1943 г. в Москве была создана специальная лаборатория во главе с И. В. Курчатовым, возобновившая работы по расщеплению ядра урана.

Тематика исследований по общественным наукам также приблизилась к задачам военного времени. В исторических исследованиях большое место заняли труды о героическом прошлом нашей Родины. Широкий научный и общественный резонанс получили конференции в Московском университете, посвященные 700-летию Ледового побоища и роли русской науки в развитии мировой науки и культуры.

В соответствии с требованиями времени менялись содержание обучения, программы. Особое внимание уделялось воспитанию детей, старшие школьники сочетали учебу с работой в сельском хозяйстве, на предприятиях, в мастерских. Была введена военная подготовка. Знаменательным фактом явилось создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР (с 1966 г.- АПН СССР) во главе с академиком В. П. Потемкиным.

Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух советских воинов.

Одним из ведущих жанров стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. События войны нашли художественное отражение в литературных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О. Берггольц и в "Пулковском меридиане" В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинградской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян, Ф. Гладкова. Характерной особенностью литературы военных лет является ее обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев. Поэма М. Алигер "Зоя", роман А. Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны, стали своеобразным памятником героям-комсомольцам.

Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К. Симонова, публицистические статьи И. Эренбурга и др. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой по своей злободневности и идейному воздействию встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформ-бюро.

Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова.

Практические задачи кинематографии в условиях военного времени определило специальное совещание в ЦК партии по вопросам кино в 1943 г. Особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 500 киножурналов, 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И. Пырьев), "Нашествие" (режиссер А. Роом), "Радуга" (режиссер М. Донской), "Два бойца" (режиссер Л. Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф. Эрмлер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: