Московское царство: эволюция сословного строя (16 – 17 вв)

Особенности сословного строя Русского государства: 1) формирование сословий не столько под влиянием социально-экономических причин (как на Западе), сколько под воздействием потребностей быстро растущего государства, с распределением обязанностей между ними;2) возможность оттока недовольных на окраины, отсюда – сдерживание социальных противоречий;3) огромный фонд государственных земель (из конфискованных земель бывших удельных князей), почти равный частному и служивший опорой экономической мощи государства.

Основные сословия:

бояре – крупные феодалы, владевшие землей по наследству (вотчины) и входившие в состав совещательного органа при царе – Боярской думы;

дворяне – небогатые феодалы, получавшие землю в условное владение за службу;

духовенство (белое – с правом жениться, но без возможности карьеры, и черное – без права жениться, но с перспективой карьеры);

купечество;

посадские (впоследствии мещане) – горожане (ремесленники и прочие);

стрельцы – войсковое сословие (постоянная, но нерегулярная армия);

казаки – войсковое сословие вольных общинников на окраинах государства, первоначально строившееся на началах военной демократии во главе с выборными атаманами и нередко служившее ядром бунтов и мятежей (Лжедмитрия, «Тушинского вора», Стеньки Разина, Пугачева), а впоследствии превращенное царями в полностью подчиненное, регулярное военно-земледельческое сословие с рядом привилегий, ставшее надежное опорой престола; исторический феномен России;

крестьяне – помещичьи (крепостные), государственные (тогда назывались «черносошными»), дворцовые (принадлежавшие царской семье) и монастырские (церковные).

Этапы складывания и усиления крепостного права:

1581 – закрепощение (первоначально – как временная мера);в дальнейшем – последовательное возрастание сроков закрепощения и розыска беглых крестьян; 1649 (по Соборному уложению царя Алексея Михайловича) – окончательное закрепощение с правом бессрочного возврата беглых; 1718 (при Петре Великом) – введение личной крепостной зависимости от помещиков с правом продажи крестьян без земли (после установления подушной подати);2-я половина XVIII века (при Екатерине Великой) – закрепление юридической власти помещиков над крестьянами с запрещением им жаловаться на помещиков.

В отличие от Западной Европы, где крепостное право отмерло еще в средние века, в России и др. странах Центральной и Восточной Европы (Германии, Польше) оно складывалось позднее и приобрело более тяжелый характер, близкий к рабству.Стимулы усиления крепостного права в России:

1) быстрый рост дворянского сословия;2) относительно малая плодородность земли.

Последствия крепостного права Смута, церковный раскол, бунты XVIIвека.

Новые черты в экономике и социальных отношениях в XVII веке (при первых Романовых):

1) развитие хозяйственной специализации регионов и связей между ними;

2) появление мануфактур – первых промышленных предприятий с разделением труда;

3) усиление эксплуатации крестьян и крепостного права (окончательно – с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.), отсюда – серия народных восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве, восстания в Новгороде и Пскове, крупнейший казацко-крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону 1670-1671 гг.).

1654 – раскол Русской православной церкви в результате обрядовой реформы патриарха Никона.

Результаты:

1) присоединение недовольной властью и усилением крепостного права части народа к старообрядцам (раскольникам), преследуемым властью; фанатизм раскольников (вплоть до самосожжений; их идеолог протопоп Аввакум сожжен на костре по приговору церкви в 1681 г.);

2) ослабление церкви и еще большая ее зависимость ее от государства (яркий показатель – неудачная попытка Никона в 1658 г. подчинить государственную власть церковной по образцу папы римского, закончившаяся его лишением сана и ссылкой в 1666 г.).

Религиозная окраска социального протеста имела место и в странах Западной Европы в позднее средневековье, но в обратной разновидности протестантской Реформации; на Руси же она приобрела консервативную форму старообрядчества, поскольку власть сама поддержала церковную реформу – народу же важен был повод.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: