В потоке истории

При изучении истории Казахстана возникает немало проблем, но главная в том, что нет целостного восприятия всей картины исторического прошлого древней казахстанской земли, взаимосвязи между отдельными историческими этапами. Поэтому пока не удалось в полной мере задействовать мощнейший потенциал исторических знаний в целях патриотического воспитания молодых казахстанцев. Воспитательная сила истории оказалась как бы вне пределов досягаемости учителя-историка, что ведет к формальному преподаванию предмета, превращает его лишь в набор исторических фактов и занимательных рассказов. Это обусловливает и легковесное отношение учащихся к предмету. Внимательное прочтение книги дает, на мой взгляд, точное объяснение причин сложившейся практики обучения. “Тоталитаризм, - как справедливо отмечает в своей книге Н. А. Назарбаев, - противопоставил всей толще национальной истории удивительно коварный ход - разломать единый живой поток национального прошлого на борьбу классов. Этот перенос картины сформировавшегося классового общества индустриального типа на казахское общество одним неуловимым движением превратил казахов в бледную копию неведомых и совершенно иных по природе процессов. Между тем реальная казахская история далека от рецептов и методологических ключей классового анализа”. Прежняя схема преподавания истории не могла вместить в себя всю систему общественных отношений казахов. Исключительно как негативное явление трактовалась роль ханской власти. До сих пор имеет последствия “простенькая и убийственно эффективная” мысль, внедренная тоталитаризмом в массовое сознание казахов о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. “Возникающее зачастую непонимание сложности современного этапа истории, - пишет далее Н. А. Назарбаев, - это ведь легко проглядывающееся наследие прошлого, когда все, что делается наверху, заранее предается анафеме”. Другой причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории Казахстана я бы назвал инерцию подачи исторических событий прошлого исключительно с позиций евроцентризма. Актуальными представляются строки из книги: “Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. К сожалению, мы до сих пор закладываем в головы наших подростков достаточно примитивный взгляд на историю кочевых цивилизаций прошлого, отрицающий их сколько-нибудь весомый вклад в развитие мировой цивилизации. В книге приводятся слова Жоржа Фрадье, саркастически описавшего существующее в европейской исторической науке непонимание роли восточных цивилизаций: “А история восточных народов? Западные учебники уделяли ей внимание только в связи с историей Запада. Арабы, например, появились на страницах учебников истории лишь для того, чтобы захватить Испанию и сражаться с крестоносцами в Палестине, после чего покидали историческую арену и как бы растворялись в небытии. Индия выходила из сказочного легендарного мрака бесконечной ночи, чтобы подвергнуться в XVI-XVIII веках экспансии со стороны торговых компаний. Китай вырвался из печальной обособленности лишь для того, чтобы встретить “цивилизаторов” времен опиумной войны...”. Автор книги продолжает это сравнение: “...Азия якобы только тем и занималась, что порождала через определенные промежутки времени полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а затем растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам”. Увы, именно они живучи и по сей день на уроках, лекциях и семинарах. Естественно, что сохранение такого подхода не способствует улучшению преподавания исторических дисциплин в школе и вузе, а задача превратить каждый урок истории в действенный акт патриотического воспитания оказывается в этом случае невыполнимой. Критическое осмысление собственной профессиональной деятельности после прочтения книги заставляет задуматься и над следующей очень важной проблемой. Современное обучение истории пока слабо воздействует на формирование историчности сознания молодых людей. Н.А. Назарбаев пишет о том, что историчность всегда была важной чертой казахского сознания. “Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания”. Книга Н.А. Назарбаева объективно направлена на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Думаю, нет необходимости доказывать своевременность постановки вопроса о возрождении историчности сознания казахстанцев. Обучение истории немыслимо без обращения к основным вехам становления духовности на территории нашей страны. Автор книги акцентирует на этом внимание читателя. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, - пишет он. Анализируя развитие духовной культуры на территории Казахстана, он выделяет двенадцать ее этапов. Каждый из них имеет огромное значение для раскрытия культурного потенциала казахского народа, важнейших исторических событий прошлого, выбора будущего вектора развития. Книга “В потоке истории” - это серьезный научный труд, основанный на серьезнейшей проработке колоссального массива исторических источников и литературы по истории Казахстана. В то же время она написана простым, живым языком, что делает ее доступной для огромного круга читателей. Примечательно, что она увидела свет в период подведения итогов Года народного единства и национальной истории, в ходе которого историческая наука в Казахстане сделала стремительный шаг вперед. Велико значение книги как важного методического труда для педагогов-историков, заставляющего задуматься над проблемами современного преподавания истории нашей Родины и усовершенствования своих профессиональных навыков. О значении истории лучше самого автора, пожалуй, не скажешь: “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше. Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: