Казахстан в период каменного века: памятники палеолитической культуры

Палеолит (древнекаменный век) 2 млн.- 12 тыс. лет назад. Впервые следы 1-го человека на Земле найдены в Кении между горой Килиманджаро и оз. Виктория (человек умелый). Древний человек и обезьяна схожи собирательством. В Каз-не следы 1-го человека (стоя­нок) найдены в Каратау. Это наиболее благоприятное место расселе­ния человека в Каз-не. Прошлое по вещественным историческим ис­точникам изучает археология

Синантроп найден в Китае. Питекантроп наЯве. Неандерталец в Германии. Кроманьонец (человек разумный) найден в пещере во Франции. Реконструкцию его облика сделал Герасимов. Стадо слу­жило для совместной охоты, защиты, нападения, собирательства. Умерших хоронили в своих жилищах. 1-е орудия труда из камня. Ос­новные орудия - рубящие. Ретушь - обработка камня мелкими удара­ми. Самое распространенное животное - мамонт.

Памятники Иман-Бурлук и Каратомар в Сев. Каз-не, Жагабулак и Коктубе в Западном, Канай и Усть-Нарым в Восточном, Музбель в Центральном, Каракудук в Южном. В 1958 г. Алпысбаев открыл сто­янки в Юж. Каз-не.

Нижний, Ранний 800-140 тыс. лет д.н.э. Век длился более 600 тыс.лет. Появилась историческая общность «первобытное стадо». Ру­било. Изобретен чоппинг. Стоянки Борызказган и Танирказган (Юж. Каз-н), Шабакты, Карасу (здесь собрали 15 000 каменных изделий).

Средний 140 - 40 тыс. лет д.н.э. Добывание огня трением. Скребла - ведущие типы орудий. Историческая общность «большая община». Стоянки Кызылрысбек, Обалысай (Центр.Каз-н), им. Ш.Уалиханова.

Верхний, Поздний -. 40-12 тыс. лет д.н.э. Ашысай, Батпак, Кара-бас. Галечная культура обработки камня (отжимная ретушь). Гарпун, проколки, дротики, резец. Историческая общность матриархальная «родовая община». Появление человека современного вида и,рас. По­явление искусства. Людей хоронили в своих жилищах.

Мезолит (среднекаменный век) 12-5 тыс, лет до н.э. Мост меж­ду древним и новым камен. веком. Длился около 7 тысяч лет. Изобре­тен бумеранг. Для охоты на пушного зверя наконечники в виде шари­ка. Появление ловушек, силков, лодки и сетей. Камень шлифуют, пи­лят, сверлят. С изобретением лука и стрел, охота стала под силу от­дельным охотникам и небольшим группам. Человек освоил большие пространства, передвигаясь за животными.

Неолит (новокаменный век) 5-3 тыс. лет до н.э. Изготовление микролитов (техника обработки камня). В северо-восточном Прибал­хашье орудия изготовляли из кварцита и яшмы. Появление керамики (орнамент геометрический) - прочной обожженной глиняной посуды.

1-е общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия. Начало занятий земледелием и скотоводством. Появление производящего типа хоз-ва и производительного труда. Изобретены мотыга и зернотерка. В горных районах земледелие появляется с IVтыс.д.н.э.

Историческая общность «материнский род». Кремация трупа в погребении у с. Железинки (Сев. Каз-н). Археологические памятники -распространены по всему Каз-ну. Наиболее известны стоянки Ботай, Каракудук, Саксаульская.

2. Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".

Производительные силы казахского общества развивались чрезвычайно медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Труд феодально-зависимых скотоводов -шаруа оставался малопроизводительным.

Экономический базис казахского общества - кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнения государства на всей территории ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами.

Патриархально-феодальный быт, порожденный кочевым образом жизни, стимулировал воздействие центробежных сил: казахское общество распалось на отдельные разобщенные группы родов, владетели которых не желали признавать над собой верховенства других феодалов. Страну раздирали межфеодальные усобицы, различные султанские группировки соперничали между собой, борясь за верховную власть и за захват лучших пастбищных угодий. Распри поддерживались и разжигались среднеазиатскими ханами и особенно подстрекались джунгарскими хунтайджи, в результате тенденция к объединению замедлялась.

В силу объективных причин, обусловленных самой природой кочевого общества, между казахскими жузами не сложилось политико-экономических связей, особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим. Это объясняется не неприязнью первых к последнему, как пытались преподнести определённые круги как в прошлом, в период колониального режима, так и в наше время сторонники трайбализма.

Причина слабости связей заключалась в том, что каждый жуз имел определённый район кочевок, регулируемый на основе обычного права. Так, например, Младший жуз занимал территорию нынешнего Западного Казахстана, Средний – Центральный и Северный Казахстана, а Старший - Юго-Восточный Казахстан. Как и ранее, на обширной территории Казахстана существовали три типа скотоводства – осёдлос, кочевое и полукочевое и переходные формы. Казахские шаруа использовали пастбищные угодья путем кочевок в основном в широтном направлении.

В ряде районов казахи занимались и земледелием. Однако на большей части территории Казахстана земледелие было развито слабо.

В XVII-XVIIІ вв. на территории Казахстана продолжали существовать города, в отдельных случаях они даже расширялись. Развитие экономики, культуры городов, а также земледелия в округе поддерживалось связями с кочевыми и полукочевыми скотоводами.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной гнеосалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на старший (УлыЖуз), средний (ОртаЖуз) и младший (КишиЖуз).

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти – авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIв. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жети Жаргы» (Семь Установлений). Он был разработан при участии известнейших биев в начале XVIIв. и обосновныхразделах данноно свода законов мы с вами останавливалсь в прошлый раз.

Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

•Семейно - брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

ВоенныйЗакон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

Закон о вдовах (Жесир дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жети Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - «Ереже», и «Билер сози» - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: