Эпоха эллинизма и главные эллинистический научные школы (аристотелизм, платонизм, скептицизм)

Исследования Ломоносова в области географии и естественных наук

Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.

Л. неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Л. и по его проекту был открыт Московский университет. Л. удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам

М.В. Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам развития сельского хозяйства в России. По его почину при АН был организован «Класс земледельства». Под влиянием идей М.В. Ломоносова в 1765 было организовано в Петербурге Вольное экономическое общество, сыгравшее значительную роль в развитии сельского хозяйства России.

Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков

Вторая половина ХIХ века в развитии естествознания занимает особое место. Это - период, который представляет собой одновременно и завершение старого, классического естествознания и зарождение нового, неклассического. С одной стороны, великое научное достижение, заложенное гением Ньютона, - классическая механика - получает в это время возможность в полной мере развернуть свои потенциальные возможности. А, с другой стороны, в недрах классического естествознания уже зреют предпосылки новой научной революции; механистическая (метафизическая) методология оказывается совершенно недостаточной для объяснения сложных объектов, которые попали в поле зрения науки второй половины ХIХ века. Лидером естествознания по прежнему является физика.

Кризис дарвинизма в конце ХIХ века

Эволюционная теория возникла как сложнейший синтез самых различных биологических знаний, в том числе и опыта практической селекции. И потому процесс утверждения теории затрагивал самые разнообразные отрасли биологической науки. Не случайно процесс утверждения дарвиновой теории носил сложный, подчас драматический характер.

Особая сложность состояла в том, что против теории естественного отбора ополчились не только сторонники креационистских воззрений, но также естествоиспытатели, выдвигавшие и обосновывавшие другие эволюционные концепции, построенные на иных принципах, чем дарвиновская теория. Все это привело к тому, что картина развития биологии во второй половине XIX в. была очень пестрой, мозаичной, заполненной противоречиями, драматическими событиями, страстной борьбой мнений, школ, направлений, взаимным непониманием позиций, а часто и нежеланием понять точку зрения другой стороны, обилием поспешных, непродуманных и необоснованных выводов, опрометчивых прогнозов и замалчивания выдающихся достижений.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина издается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора.

6. Александр Гумбольдт -это крупнейший географ первой половины XIX века, путешественник, которому принадлежит глубокое исследование природы Южной Америки, выдающийся теоретик естествознания, основоположник сравнительной физической географии. В 1789 г. Гумбольдт поступает в Геттингенский университет, где изучает естествознание, филологию и археологию. Затем Гумбольдт решил поступать в Горную академию во Фрайберге (Саксония), где преподавал знаменитый ученый А. Г. Вернер. В 1792 г. Александр Гумбольдт был назначен на административную должность. Ему хотелось и путешествовать, побывать в различных частях земного шара. Из многочисленных трудов Гумбольдта стоит особо отметить небольшую его книгу "Картины природы" В этой книге наряду с научно-художественным описанием многих явлений природы, Гумбольдт выдвинул и обосновал идеи широтной зональности и высотной поясности природы земного шара. Таким образом, Гумбольдт начал создавать учение о ландшафтах. Применив сравнительный метод, он пришел к выделению ландшафтных поясов (природных зон). Гумбольдт придавал решающее значение в формировании ландшафтов и зон (поясов) органическому миру и климату.

Книгу, названную им "Космос", Гумбольдт написал в последние годы своей жизни. "Космос" объединил в себе все самые различные сферы научных интересов и открытия того периода времени, в котором жил Гумбольдт. В первом томе дается общее представление о целостной картине Вселенной. Второй том открывается обсуждением того, как на протяжении веков изменялось восприятие облика природы в конкретных изображениях ландшафта художниками и поэтами; затем рассказывается об усилиях, предпринимавшихся людьми в целях открытия и описания Земли со времен Древнего Египта. Третий том посвящен раскрытию законов небесных сфер, то есть тоже, что мы называем астрономией. Четвертый содержит описание Земли не только с точки зрения природы, но и с точки зрения человека. Здесь Гумбольдт развил прозвучавшую в конце первого тома мысль о человеке как о части природы.

Итак, можно сделать несколько выводов:

1. Гумбольдт вместе с Риттером завершили "классический" период развития географии, период широкого рассмотрения связей природы и человека, синтеза огромного круга явлений;

2. От Гумбольдта и Риттера пошла новая география;

3. Труды Гумбольдта повели географию по пути материалистического прогрессивного направления географического синтеза и историзма;

4. Среди его работ следует особо отметить "Картины природы" и "Космос";

5. Гумбольдт создал учение о ландшафтах;

6. Среди достижений новой географии, осуществленные Гумбольдтом необходимо отметить: сравнительный метод и предложенные для его применения количественные подходы и показатели, выдвижение на первый план явлений органического мира, определение уровней "полноты жизни", ландшафтный (зональный) аспект географических исследований.

Эпоха эллинизма и главные эллинистический научные школы (аристотелизм, платонизм, скептицизм)

Античная (классическая) средиземноморская цивилизация. Закончилась в III в н.э. В этот период произошли большие географические открытия, были составлены географические карты на обширные территории. Эратосфен (276-194 г н.э.) определил размеры Земного шара. Классические труды античных географов (Аристотель, Птолемей, Страбон и т.д.) показали научное и практическое значение географии, соединили географические подходы с историческими. Для многих античных географов была характерна целостность мышления, объединившего многие стороны философии, истории, естествознания, этнографии, медицины.

Влияли ли элементы наук Востока на греческую науку.

Это очень важный и спорный вопрос истории науки о восточных влияниях и даже корнях рождающейся греческой науки, следует решить в пользу самобытности и оригинальности первых греческих астрономов, а еще более математиков. Существовала и 2-я важная причина сомневаться в глубокой содержательной стороне этого влияния: известная нелюбовь греков к изучению чужих языков и, следовательно, невозможность вникать в суть чужих учений. Даже в эпоху эллинизма неизвестен ни один греческий автор, который бы знал египетский язык и письменность, причем это касается и тех, кто действительно побывал в этой стране и оставил о ней сочинения. В целом, терминология греческой математики полностью греческого происхождения.
Заимствования вполне могли быть в области архитектуры, практической математики, астрономии, календаре, измерениях времени, веса, длины, практической механике.

Что же мы видим уже у первого греческого философа и математика Фалеса (624 – 547 гг. до н.э.)? Фалес доказывал, что диаметр делит круг пополам, а угол, опирающийся на диаметр – прямой. Он утверждал, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, открыл равенство углов. Практически, все теоремы, приписываемые Фалесу, связаны с проблемой симметрии. По сути, греки начали с таких вещей, которые до них никому в голову не приходило доказывать. Как отмечал один из современных исследователей «действительно оригинальной и революционизирующей идеей греческой геометрии было стремление найти доказательство «очевидных» математических фактов».

Возникновение науки. Фалес – основатель естествознания и научного взгляда на мир.

Гекатей (546-480 до н.э.) основоположник географии. Создал первые описания стран. Он не был теоретиком, он добросовестно описывал окружающий мир.

Гиппократ (460-377 до н.э.) – медицинской науки

Аристотель (384-322 г до н.э.) – биологии, логики

Геродот (490-425 до н.э.) – отец исторической науки. Много путешествовал Считал, что история должна рассматриваться географически, а география – исторически. Именно от Геродота пошло изречение – география – рукотворная история. Он специально не изучал природу, но его наблюдения были вернее, чем у современников.

Геродот путешествовал по Скифии. Понт Эвксинский Геродот называл самым замечательным морем. Скифия для греков была легендарной и таинственной страной. Все собранные сведения подробны и достоверны. Описывает климат Скифии. Он описывает, что Боспор Киммерийский – т.е. Керченский пролив – покрывается льдом и скифы пешком или на повозках перебираются на другую сторону пролива в страну Синдику (Таманский п-ов).

Геродот подробно останавливается на племенах, населяющих Скифию. Они весьма ценны для истории, достоверны. Он писал, что ранее скифов эту страну населяли киммерийцы, о которых еще Гомер упоминал в «Одиссее». Вытесненные скифами они переселились в Азию. Скифы – выходцы из Средней Азии. В состав скифского племенного союза входили земледельческие и кочевые племена. Геродот познакомился с нравами скифских племен. Образ жизни скотоводческих племен был необычен Огромные стада скота содержались на подножном корме круглый год, перекочевки с пастбища на пастбище были главными чертами скифского скотоводческого хозяйства. Жилище – кибитка.

Из всех посещенных городов Азии наибольшее впечатление на Геродота произвел Вавилон – древняя столица Ассирии на берегу Евфрата. Вдоль Евфрата тянулись стены из обожженного кирпича, игравшие роль плотин во время весеннего подъема воды. Внутри города улицы были расположены по четкому плану – одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Вдоль улиц тянулись 3-4-этажные дома. На левом берегу реку возвышался царский дворец, построенный еще Навуходоносором. Геродот отметил мост, построенный по приказу царицы Нетокриды из больших неотесанных камней, скрепленных цементом и свинцом. В стране были сооружены плотины и оросительные каналы. В отличие от Египта вода здесь в каналы поступала не за счет разлива реки, а при помощи специальных насосов.

Он описывает Индию. Пишет о рисе: произрастает «растение, плод которого в шелухе величиной с просяное зерно, растет оно в диком состоянии; его собирают, варят и едят вместе с шелухой». Его поразило сообщение о том, что здесь растут особые деревья, у которых плод похож на клубок шерсти, по красоте и доброкачественности превосходящей овечью; индийцы приготовляют из нее одежду. Эти «шерстяные деревья» - хлопчатник.

Прожив большую жизнь и узнав, какие бедствия народам приносит война, Геродот завещал в своем труде будущим поколениям «Нет ничего столь нерассудительного, чтобы предпочесть войну миру». «История» Геродота написана 2,5 тыс. лет назад, но до сих пор является незаменимым источником по древней истории Греции, Египта, народов Передней Азии и Северной Африки.

Умер Геродот в Греции в городе Фурии, пользовался большим уважением горожан.


Пифагор (571 – 497 гг. до н.э.) - одна из наиболее противоречивых и загадочных фигур в истории науки и философии. Достаточно сказать, что помимо того, что «все есть число», Пифагор учил своих последователей

«огонь ножом не разгребать»,

«на хлебной мере не сидеть»,

«малым факелом сиденья не осушать»,

«против солнца не мочиться»,

«кривокогтых не кормить».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: