Образовательные технологии. Главной задачей ИГПЗС является изучение государства не только как организации учреждений власти, диктующего правовые правила

Главной задачей ИГПЗС является изучение государства не только как организации учреждений власти, диктующего правовые правила, традиции, принципы, общественные установления, но и как правового государства, которое действует в рамках правового регламента, устанавливаемого открытым гражданским обществом. В этом контексте изучается форма реализации государственной власти в обществе. Решение этой задачи имеет цель определить основные тенденции развития государства в XX веке. Элементом этой работы является прогностика, т.е. выход на реалии XXI века.

Не менее значимой задачей является изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Государство при этом выступает как сила, устанавливающая и охраняющая эти нормы и правила. Древнейшая функция государства, заключающаяся в том, чтобы заставить общество подчиниться праву, есть ключевой объект исследования. Государство стоит над обществом, а право является индикатором, показывающим уровень этого государства, уровень политического, социально-экономического и культурного развития стран и народов. Правоведение при этом выступает как важнейшая составляющая гуманитарного знания, вскрывающего главный пласт исторической эволюции. Таким образом, ИГПЗС является одновременно и теоретической дисциплиной, оперирующей историческими фактами. Целью и одновременно задачей курса является поиск новой методологии, т.е. учения о научном познании. При этом учитывается методологический плюрализм, существующий среди российских ученых. Его проявления сводятся к модернизации марксизма-ленинизма, историзму, детерминизму и сравнительно-историческому методу (цивилизационному). В методологическом поиске большую роль играет привлечение сочинений древних античных авторов, которые оперировали категориями “идеальной государственности” и “первозакона”. Обращение к концепции древних позволяет применять методику прогрессивно-регрессивного отсчета. На повестку дня встает проблема синтеза разных методологических подходов, имеющих элементарную научную значимость.

Изучение ИГПЗС должно быть систематизировано и упорядочено. В ситуации научного плюрализма на студента ложится большая нагрузка по осмыслению разных точек зрения авторов учебников и монографий. Учитывая, что ИГПЗС изучается на 1 курсе, студент должен опираться на лекционный материал, несмотря на то, что лекция считается пассивной формой обучения. На лекции дается анализ проблем и вопросов по темам, приводятся разные подходы авторов, указываются научно обоснованные ориентиры, что позволяет студентам осуществлять проблемное изучение материала курса. Лекция записывается в отдельную тетрадь, перечитывается, а возникающие вопросы отмечаются на полях. Уже на самой лекции студент должен активно мыслить, вникая в вопросы, формулируемые преподавателем. На лекции указывается основной круг учебной и учебно-методической литературы, которая должна использоваться студентом в настольном режиме. На лекции студент узнает о том, как правильно пользоваться справочной литературой. Усвоение научных юридических терминов и понятий имеет сциентический, смысловой и общепринятый аспекты. Получение такого навыка способствует универсализации знаний и повышению юридической эрудиции. На лекции студент получает указания, установки и рекомендации при подготовке к семинарским занятиям.На первом плане здесь работа с хрестоматией и другими сборниками законов. Студент должен учиться читать, понимать, толковать и правильно применять закон. Изучение законов начинается с древнейших памятников права, подход к которым должен быть изменен в сравнении с тем, который до сих пор бытует в учебной литературе. Студент должен иметь на вооружении позитивный метод, который отталкивается от тезиса о том, что чем древнее закон, тем больше в нем мудрости, справедливости, ясности и эффективности. Такой подход позволяет студенту по-настоящему учиться у истории.

Составляя ответы на вопросы семинара, студент должен опираться на собственный анализ права. Его оценки и выводы корректируются лекциями и учебно-методической литературой. Ответы, как правило, пишутся тезисно, с привлечением примеров из рассматриваемых законов. Тезисные ответы позволяют студенту учиться говорить на юридическом языке, т.е. овладевать искусством профессиональной риторики. Целью семинарского занятия является достижение оптимально углубленного вхождения в тему, в ее проблему и вопросы. Достижение этой цели формирует у студента навыки обращения с законом, навыки юридического мышления.

Семинарское занятие является активной формой обучения. Активность студента на семинаре определяется его основательной подготовленностью. Только полноценная домашняя работа позволит студенту отстаивать свою точку зрения при обсуждении правовых проблем. Подготовленный студент может вступать в полемику не только со своими коллегами по учебе, но и с преподавателем, что не противоречит педагогической этике. Однако еще раз подчеркнем, что речь идет о добросовестном студенте, который выполняет учебную программу и систематически работает над собой.

По мере вхождения в курс дела студент осваивает методику прогрессивно-регрессивного отсчета, которая предусматривает рассмотрение институтов власти и права с точки зренияих эффективности, независимо от их принадлежности к конкретному историческому периоду по марксистско-ленинской периодизации, до сих пор широко представленной в самой новейшей учебной литературе. Использование этой методики позволяет студенту осознать суть понятия “государственно-правовой прогресс”. При реализации различных видов учебной работы используются новейшие активные и интерактивные образовательные технологии: при чтении лекций презентационные материалы; семинарские занятия с использованием компьютерных симуляций; тестирование с помощью интерактивного оборудования; деловые игры. Занятия лекционного типа составляют чуть более 40 %. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 %.

При проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий, моделирование и разбор деловых ситуаций, использование тестовых заданий и задач на практических занятиях.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: индивидуальное и групповое консультирование, разбор конкретных ситуаций; тестирование; подготовка докладов, рефератов и курсовых работ; организация проведения кружка по истории государства и права, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: индивидуальное и групповое консультирование, разбор конкретных ситуаций; тестирование;подготовка докладов, рефератов и курсовых работ; организация проведения кружка по теории государства и права, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.

Промежуточные аттестации проводятся в форме контрольной работы и модульного тестирования.

Итоговый контроль - экзамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: