Зарождение опытной науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам)

Оксфордский университет дал образование Р.Бэкону и У. Оккаму. После окончания университета Р.Бэкон занимался преподаванием, главный труд «Большое сочинение» В 17 в у его однофамильца Ф.бэкона будет подобное учение о 4 идолах. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов. Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке.

Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса.

У.Оккам был номиналистом, проклят церковью за идею разграничить власть церкви и государства, что вера тормозит знание. В области философии считал, что существует материальная субстанция, ей не нужны никакие формы. В историю науки вошел своей формулировкой «бритва Оккама». Это методологический принцип, основанный на требовании: сущности не следует умножать без необходимости, т.к. каждый термин обозначает 1 предмет.

Считает, что существует только конкретные единичные предметы, а универсалии - общие понятия фиксируются только общими сходствами предметов. Его учение – терминизм, т.к. объектом знания являются не сами вещи, а их заменители, знаки вещей. Он различал первичные термины, которые относятся к самим вещам, и вторичные – знаки вещей. Считал, что есть 2 вида познания: интуитивное (опытное) и абстрактное (рациональное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: