Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система
врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв. Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.
Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»):
● лунг — ветер
● три — желчь
● бадкан — слизь
Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи».
Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей,диететике. В основу терапии было заложено использование природных средств растительного и животного происхождения. Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.
Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета.. Основной текст — «Чжудши» — составляет предмет тибетской медицины.
|
|
Чжудши состоит из следующих частей:
● «Ца-чжуд» («определение медицины»),
● «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
● «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
● «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»).
Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»).