Вторая республика во Франции

Председателем Временного правительства был избран адвокат Дюпон де Л'Эр, участник революций конца XVIII в. и 1830 г., однако фактически его возглавил умеренный либерал Ламартин, занявший пост министра иностранных дел. В состав правительства вошли семь правых республиканцев, два демократа (Ледрю-Роллен и Флокон), а также два социалиста - талантливый журналист Луи Блан и рабочий-механик Александр Альбер.

25 февраля под давлением вооруженного народа Временное правительство провозгласило Францию республикой. Были также отменены дворянские титулы, изданы декреты о свободе политических Г.собраний и печати, декрет о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Но правительство не тронуло государственную машину, сложившуюся при Июльской монархии. Оно ограничилось лишь чисткой государственного аппарата. Вместе с тем, во Франции установился самый либеральный режим в Европе.

С первых же дней революции, наряду с общедемократическими ло-зунгами, рабочие выдвигали требование законодательного признания права на труд. 25 февраля был принят декрет, который гарантировал рабочим такое право, провозглашал обязательство государства обеспечить всех граждан работой, и отменял запрет на создание рабочих ассоциаций.

В ответ на требование об организации Министерства труда и прогресса, Временное правительство создало «Правительственную комиссию для трудящихся», которая должна была принять меры по улучшению положения рабочих. Председателем ее стал Луи Блан, заместителем - А. Альбер. Для работы Комиссии предоставили помещение в Люксембургском дворце, не наделив ее при этом ни реальными полномочиями, ни денежными средствами. Однако именно по инициативе Комиссии Временное правительство создало в Париже конторы, которые подыскивали работу безработным. Люксембургская ко-миссия также пыталась выполнять роль арбитра при разрешении трудовых споров между предпринимателями и рабочими.

Для борьбы с массовой безработицей правительство пошло на организацию общественных работ. В Париже были созданы национальные мастерские, куда вступали разорившиеся предприниматели, мелкие служащие, потерявшие заработок ремесленники и рабочие. Их работа состояла в пересаживании деревьев на парижских бульварах, выполнении земляных работ, мощении улиц. Оплачивался труд одинаково - по 2 франка в день. Но к маю 1848 г., когда в мастерские вступило свыше 100 тыс. чел., работы в городе не хватало на всех, и рабочих стали занимать лишь два дня в неделю (за остальные дни платили по 1 франку).

Созданием национальных мастерских правительство рассчитывало ослабить напряженность в столице и обеспечить поддержку рабочими республиканского строя. С этой же целью были изданы декреты о сокращении рабочего дня в Париже с 11 до 10 часов (в провинции - с 12 до 11 часов), о снижении цен на хлеб, возвращении беднякам недорогих вещей из ломбардов и др.

Опорой новой власти должна была стать и набранная из деклассированных элементов (бродяг, нищих, уголовников) мобильная гвардия -24 батальона по 1 тыс. чел. в каждом. «Мобили» были поставлены в привилегированное положение. Они получали сравнительно высокую плату и хорошее обмундирование.

Содержание национальных мастерских, создание мобильной гвардии и досрочная выплата процентов по государственным займам осложнили финансовое положение страны. Стремясь выйти из кризиса, Временное правительство увеличило прямые налоги на собственников (в том числе на владельцев и арендаторов земли) на 45%, что вызвало сильное недовольство крестьян. Этот налог не только уничтожил надежды крестьян на улучшение своего положения после революции, но и подорвал их доверие к республиканскому строю, чем воспользовались впоследствии монархисты.

В этой обстановке 23 апреля 1848 г. в стране прошли выборы в Учредительное собрание. Большинство мест в нем (500 из 880) получили правые республиканцы. Учредительное собрание подтвердило незыблемость республиканского строя во Франции, но одновременно решительно отклонило предложение о создании Министерства труда. Рабочим депутациям было запрещено появляться в зале заседаний, а принятый новым правительством закон грозил тюремным заключением за организацию на улицах города вооруженных сходок. На пост военного министра был назначен противник демократии генерал Кавеньяк.

15 мая в Париже состоялась 150-тысячная демонстрация, требовала от депутатов Учредительного собрания поддержки национально-освободительного восстания в Польше. Однако правительственные войска разогнали парижан. Революционные клубы были закрыты, их лидеры - Альбер, Распайль, Бланки - арестованы. Официально была закрыта и Люксембургская комиссия. Кавеньяк усиливал парижский гарнизон, стягивая в город новые войска.

Политическая обстановка все более обострялась, весь ход событий вел к неминуемому взрыву. 22 июня правительство издало распоряжение о роспуске национальных мастерских. Работавшим в них I-холостым мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить Цв армию, остальных должны были отправить в провинцию, на земельные работы в болотистых местностях с нездоровым климатом. Указ о роспуске мастерских вызвал стихийное восстание в городе. Восстание началось 23 июня, охватив рабочие кварталы и предместья Парижа. В нем приняло участие 40 тыс. человек. Восстание вспыхнуло стихийно и не имело единого руководства. Боями руководили члены революционных обществ, бригадиры национальных мастерских. На следующий день Учредительное собрание, объявив осадное р положение в Париже, передало всю полноту власти генералу Кавеньяку. Правительство имело огромный перевес в силах, против восставших были стянуты 150 тыс. регулярных войск, мобильной и национальной гвардий. Для подавления восстания была использована артиллерия, уничтожавшая целые кварталы. Сопротивление рабочих доилось четыре дня, но к вечеру 26 июня восстание было подавлено. В городе начались расправы. 11 тыс. чел. было расстреляно без суда и следствия. Более 4,5 тыс. рабочих за участие в восстании были сосланы на каторжные работы в заморские колонии.

Июньское восстание парижских рабочих стало переломным моментом в ходе революции 1848г. во Франции, после чего она резко пошла на спад. После подавления восстания Учредительное собрание избрало главой правительства генерала Кавеньяка. В Париже сохранялось осадное положение, революционные клубы были закрыты. По требованию предпринимателей Учредительное собрание отменило декрет о сокращении рабочего дня на 1 час, распустило национальные мастерские в провинции. В то же время декрет о 45-сантимном налоге на собственников и арендаторов земли оставался в силе.

В ноябре 1848г. Учредительное собрание приняло Конституцию Второй республики. Конституция не гарантировала право на труд, обещанное после Февральской революции, но провозглашала основные гражданские права и свободы. После подавления Июньского восстания французская буржуазия нуждалась в сильной власти, способной противостоять революционному движению. С этой целью была введена должность президента, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями. Президент избирался на 4 года и был полностью независим от парламента: он сам назначал и снимал министров, высших чиновников и офицеров, командовал вооруженными силами и руководил внешней политикой.

Законодательная власть предоставлялась однопалатному парламенту - Законодательному собранию, которое избиралось на три года и не подлежало досрочному роспуску. Делая независимыми друг от друга президента и парламент, конституция порождала неминуемый конфликт между ними, а наделяя президента сильной властью, давала ему возможность расправиться с парламентом.

В декабре 1848г. президентом Франции был избран Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. На выборах он набрал 80% голосов, заручившись поддержкой не только буржуазии, стремившейся к сильной власти, но и части рабочих, которые голосовали за него, чтобы не прошла кандидатура генерала Кавеньяка. За Бонапарта проголосовали и крестьяне (самый многочисленный слой населения), верившие; что племянник Наполеона I будет так же защищать интересы мелких землевладельцев.

Став президентом, Бонапарт ужесточил политический режим. Республиканцы были изгнаны из государственного аппарата, а большинство мест в избранном в мае 1849 г. Законодательном собрании получили монархисты, объединенные в «Партию порядка». Спустя год Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз оседлости. Около 3 млн. человек было лишено избирательных прав.

Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных. Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной вла-сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было установлено всеобщее избирательное право и исключался всякий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное собрание отражало широкий спектр политических сил: от монархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голосами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических потрясений, с недоверием относились к мятежному населению Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предварительно намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сделанные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко подавлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим условием свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: