Международные связи регионов современной России (на примере Республики Татарстан)

Международная активность российских регионов начала проявляться со второй половины 1990-х гг., в то время, когда в России наблюдалась «хаотичная» регионализация, проявляющаяся в несбалансированном процессе распределения властных полномочий между центром и регионами. В результате данных процессов, часть регионов, прежде всего, сильных в экономическом (наличие ресурсов) и политическом (наличие активных региональных акторов) отношении, сумела «захватить» дополнительные властные рычаги, и, как следствие, расширить международные связи. Одним из примеров таких регионов может быть Республика Татарстан, которая в 1990-е гг. была еще и «флагманом российской регионализации» и даже в определенный промежуток времени манифестировала сепаратистские настроения. Всё-таки, стоит выяснить какие причины и факторы регионального экономического, политического и культурного устройства повлияли на развитие международных связей Республики Татарстан.

Активное развитие международных связей Татарстана начинается в 1991 г., когда с посещения президентом Республики Татарстан М.Ш. Шай­миевым Турции и Чехии, а также осуществлялись поездки правительственных делегаций в Югославию, Германию, Турцию, Венгрию, Францию. В это время подписываются первые международные соглашения в области торгово-экономи­ческого, научно-технического и культурного сотрудничества (Украина, Кыргызстан, Азербайджан, Венгрия, Литва, Беларусь, Болгария) [7].

Подписание договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» [1], явилось официальным шагом со стороны Федерального Центра. Согласно данному договору для Республики стало возможно осуществление отношений с иностранными государствами и заключение с ними соглашений, а так же самостоятельной политики в области внешнеэкономических связей. Одновременно с подписанием данного договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан было заключено отдельное соглашение о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей от 15 февраля 1994 г. В соответствии с Соглашением исключительными полномочиями Республики Татарстан являются: заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями других стран; разработка и проведение политики привлечения иностранных инвестиций на территории Республики Татарстан и так далее.

Для реализации эффективных внешнеэкономических, политических и культурных связей Республика Татарстан открывает свои представительства в странах ближнего (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина) и дальнего зарубежья (Вьетнам, США, Турция, Франция, Республика Куба, Чехия, Словакия, Финляндия, Швейцария). Данные представительства выступают основным связующим звеном между республикой и партнёрами из зарубежных стран. Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Татарстана регулирует действия 13 представительств Республики в зарубежных государствах. Основным направлением деятельности представительств является осуществление внешнеэкономических связей республики с зарубежными представительствами.

В 2003 г. был принят Закон Республики Татарстан №47 «О представительствах Республики Татарстан»[3], в котором было определёно понятие представительства РТ, как постоянно действующего государственного органа Республики Татарстан, создаваемого для обеспечения внешних связей Республики Татарстан, в том числе международных и внешнеэкономических, а также отношений Республики Татарстан с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; его функции, правовая основа, порядок образования, организации и деятельности.

Неоднократно проходили семинары и совещания, в рамках которых обсуждались основные вопросы, касающиеся повышения эффективности взаимодействия предприятий республики и зарубежных представителей. Были созданы комиссии по реализации межправительственных соглашений с целью продвижения товаров и услуг Республики. В настоящее время представительства Республики Татарстан служат элементом развития кооперационных связей.

Стоит отметить, что международная деятельность Татарстана осуществляется в рамках действующего законодательства и согласовывается с МИД РФ. Посольства и консульства Российской Федерации за рубежом оказывают содействие в организации и проведении визитов делегаций Татарстана. В интервью Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов (апрель 200 г.) подчеркнул, что «у МИДа РФ и Президента Республики Татарстан М.Шаймиева есть полное понимание по вопросам формирования единой внешней политики России. Руководство Татарстана с самого начала проявляло уважительное отношение к Министерству иностранных дел России, координировало с нами свои внешние связи, прежде всего, внешнеэкономические. Я думаю, что это способствовало тому, что Татарстан успешно развивает экономическое, культурное сотрудничество со многими странами. В этом отношении МИД будет оказывать и в дальнейшем необходимую поддержку» [5].

Для установления долгосрочных партнёрских отношений у Республики выгодное центральное географическое положение на пересечении важных торговых путей, а также наличие природных ресурсов, промышленной сети, законодательной базы в сфере внешнеэкономической деятельности и, что самое важное, стабильную политическую ситуацию.

Согласно статистическим данным, предоставленным сайтом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, основную долю экспорта занимают нефть и нефтепродукты, а также грузовые автомобили и запчасти для них [4]. По странам импортёрам товаров из Республики лидируют страны Европейского Союза (у стран ЕС Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Испании, Латвии, Португалии, Румынии, Словакии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии годовой экспорт за 2011 составил от 10 000 долларов США до 1 000 000 долларов США), в частности Венгрия, Германия, Италия, Нидерланды, Польша (У данных стран годовой экспорт составил более 1 000 000 долларов США); Турция, Босния и Герцеговина, Индия, Хорватия и страны СНГ, в частности Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Украина (у данных стран годовой экспорт за 2011 составил более 100 000 долларов США) (данные за период с 2009 по 2011). При этом наблюдается ярко выраженная динамика увеличения импорта у большинства стран. Если сравнить данные за период с 2007 по 2010 с соседней Республикой Башкортостан, то Татарстан занимает лидирующую позицию по экспорту товаров в страны Ближнего и Дальнего зарубежья. Башкортостан имеет 2 представительства в Турции и Казахстане. Но при этом не стоит говорить о том, что Башкортостан не развивает внешнеэкномические связи. Татарстан является не только экспортёром товаров, но и импортёром. Основная доля импортируемого товара приходится на страны дальнего зарубежья. Однако за период с 2010 по 2011 происходит снижение процента импорта товаров примерно на 15 %.

Для развития инвестиционной привлекательности Татарстана была создана Свободная экономическая зона «Алабуга», согласно указу Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации «О создании в г. Елабуге мощностей по производству легковых автомобилей» от 14 мая 1996 г. СЭЗ была создана сроком на 25 лет с правом последующего продления в порядке, предусмотренном законодательством. Основное направление специализации предприятий на территории СЭЗ «Алабуга» – автомобилестроение. СЭЗ «Алабуга» специализируется не только на автомобилестроении, а значит, существует возможность для осуществления любых инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов, которые в свою очередь, будут быстро окупаемыми и направлены на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения. В настоящее время Турция принимает активное участие в развитии этой зоны. Турецкие компании создают в ОЭЗ «Алабуга» предприятия по производству стекла, переработке древесины и бумаги с общим объемом инвестиций порядка 360млн долларов, что в свою очередь говорит о больших возможностях для взаимодействия в сфере экономики Татарстана и Турции. При этом взаимодействии идёт не только развитие внешнеэкономических связей, но активное развитие культурных особенностей региона.

Одной из важных задач осуществления внешних связей является поддержание связей с татарской диаспорой, проживающей за рубежом, а также содействие в сохранении народных традиций и культуры. В рамках этого вопроса был создан Всемирный конгресс татар, проходивший 1992 июня 1992 г. в Казани и собравший представителей татарского населения различных континентов. С этого времени начинают периодически проводиться общественные мероприятия по возрождению татарской культуры в местах проживания татар. Деятельность исполкома Всемирного конгресса не противоречит основным законам стран, где проживают татары. Большая часть населения Республики Татарстан исповедует ислам, что сказывается на географии распространения международных связей. Соответственно, осуществляется активное выстраивание партнёрских отношений со странами Ближнего (в большей части со странами Персидского залива) и Среднего Востока. Тем самым, способствуя не только росту экономики республики, но и культурного взаимодействия многих исламских государств. С 1996 г. начинается активное выстраивание партнёрских отношений с Турцией. Генеральное консульство Турции в Казани ведет активную работу по развитию и укреплению двусторонних связей в области экономики, культуры и образования.

В начале 2000-х гг. активизировались отношения между Татарстаном и Организацией исламская конференция. Президент Татарстана М. Шаймиев посетил штаб-квартиру ОИК (Джидда, Саудовская Аравия), где встретился с генеральным секретарём ОИК Экмеледдином Ихсаноглу, который в свою очередь отметил, что Татарстан делает много усилий в области развития национального языка и культуры и выразил свое желание на дальнейшее сотрудничество Татарстана и ОИК [6]. Всё увеличивающаяся роль Татарстана не только на международной арене, но и внутри Российской Федерации способствует тому, что Республику выбирают местом проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. Это событие имеет важное значение, т.к. поднимает Республику на новый уровень, что говорит не только об экономическом и политическом потенциале региона, но и о широких возможностях развития в области спорта и культуры. Казань выступает одним из главных центров развития спорта в России и является основным местом проживания многих ведущих спортсменов и местом тренировки спортивных клубов нашей страны. Также в 2015 г. в Казани состоится XVI Чемпионат мира по водным видам спорта и является городом-кандидатом на проведение матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что Республика Татарстан это не только тот регион, который в своё время сумел «захватить» дополнительные властные рычаги, но и смог воспользоваться данной возможностью для продвижения своих интересов не только на территории Российской Федерации, но и на международной арене. Благодаря нормативной базе для республики в области международных связей существует возможность реализации относительно автономных международных связей в обход федерального Центра, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии экономики Татарстана. Не малую роль играет ресурсная база региона (наличие нефте- и газодобывающих и перерабатывающих производств), которая определяет экспортноориентированный характер региональной экономики и, в свою очередь, создает дополнительные стимулы для активного развития международных связей. Религия так же играет значимую роль, особенно в развитии отношений с исламскими государствами. Определённые достижения Республики в спортивной деятельности открывают региону ещё одну, пожалуй, значимую особенность, это имидж региона, который развивает не только экономическую сферу, но и спортивную.

Список источников и литературы:

1. Казанский центр федерализма и публичной политики Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15.02.1994. [Электронный документ]. URL http://www.kazanfed.ru/
docum/dogovor/1/ (дата обращения 20.10.2013).

2. Республика Татарстан. Постановление КМ РТ от 24.09.2003 № 512 «О повышении эффективности взаимодействия представительств РТ с исполнительными органами государственной власти и организациями РТ». [Электронный документ]. URL: http://tatarstan.news-city.info/docs/sistemsb/dok_oeqnqb.htm (дата обращения 1.02.2014).

3. Референт. Закон Республики Татарстан от 10.11.2003 N 47-ЗРТ (ред. 05.07.2007 с изменениями, вступившими в силу с 20.07.2007) "О представительствах Республики Татарстан". [Электронный документ]. URL http://
www.referent.ru/140/1430 (дата обращения 22.02.2014).

4. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
tatstat.ru/default.aspx (дата обращения 12.02.2014).

5. Архив официального сервера Республики Татарстан 1997-2010. «Министр иностранных дел России Игорь Иванов признателен руководству Татарстана». [Электронный ресурс]. URL: http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=
96a1b40773ad4aae36bc84e4af758d9b&page=1650&full=4196 (дата обращения 12.02.2014).

6. Институт религии и политики. Генсек Организации Исламская конференция на встрече с президентом Татарстана выразил удовлетворение отношениями между ОИК и Россией. [Электронный ресурс]. URL: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-4548.html (дата обращения 10.02.2014).

7. Насыров И.Р. Регионы в международном сотрудничестве: роль политических и правовых институтов (сравнительный анализ). [Электронный документ]. URL http://z3950.ksu.ru/referat/091015_1.pdf (дата обращения 10.02.2014).

Дисенбаев Т. Д.Ó


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: