По данным о товарообороте продукции за базисный и отчетный периоды определить общие индексы цен, физического объема и товарооборота.
Наименование товара | Стоимость продукции, тыс. д.е | Изменение цены реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | Изменение количества реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
Базисный () | Отчетный () | |||
Говядина, кг | +50,0 | -12,5 | ||
Птица, кг | +25,0 | -11,7 | ||
Печень, кг | +12,5 | -20,0 | ||
Яйцо, шт. | +18,0 | +16,7 | ||
Всего |
Решение:
Из условия следует, что индивидуальные индексы цены по каждому товару имеют следующие значения:
; ; ; .
Таким образом, по всем наименованиям товара виден рост цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Так, например, цена говядины выросла на 50% (150% - 100%), птицы – на 25% (125% - 100%), печени – на 12,5%, яиц – на 18%.
Определить общий индекс цен (по формуле 1.4) в агрегатной форме по приведенным данным нельзя, т.к. неизвестна цена - , но с учетом индивидуального индекса цены (см. формулу 1.1) можно построить средний гармонический индекс цен (формула 1.9):
|
|
Разница между числителем и знаменателем формулы характеризует сумму дополнительных затрат покупателей (дополнительного товарооборота продавцов), обусловленных ростом цен на 16,6% (116,6% - 100%), которые составляют 2505 д.е. (17615-15110).
Аналогично вычисляем общий индекс физического объема товарооборота при неизвестном количестве проданных товаров в отчетном периоде, построив индекс объемного признака в форме средней арифметичеcкой (формула 1.8) с учетом индивидуальных индексов физического объема (см. формулу 1.1):
; ; ; .
Расчет индивидуальных индексов показал, что по первым трем наименованиям товаров наблюдается сокращение объемов их реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным, а именно: по говядине – на 12,5% (87,5% - 100%), птице – на 11,7% (88,3% - 100%), печени – на 20% и только объем реализации яиц вырос на 16,7%.
,
следовательно, товарооборот за счет изменения объема реализованных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным сократился в целом на 4,4%
(95,6% - 100%) или в абсолютном выражении ( =15110-15800) на 960 д.е.
Общий индекс товарооборота равен:
или его также можно рассчитать, используя формулу взаимосвязи индексов:
.
Таким образом, объем товарооборота вырос на 11,5% (111,5% - 100%) в отчетном периоде по сравнению с базисным, что в абсолютном выражении составляет () 1815 д.е.: рост стоимости продукции произошел только за счет увеличения уровня цен на товары (), в то время как объем реализации в физических единицах сократился на 4,4% ().