Задача № 1.1. По данным о товарообороте продукции за базисный и отчетный периоды определить общие индексы цен, физического объема и товарооборота. Наименование

По данным о товарообороте продукции за базисный и отчетный периоды определить общие индексы цен, физического объема и товарооборота.

Наименование товара Стоимость продукции, тыс. д.е Изменение цены реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % Изменение количества реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, %
Базисный () Отчетный ()
Говядина, кг     +50,0 -12,5
Птица, кг     +25,0 -11,7
Печень, кг     +12,5 -20,0
Яйцо, шт.     +18,0 +16,7
Всего    

Решение:

Из условия следует, что индивидуальные индексы цены по каждому товару имеют следующие значения:

; ; ; .

Таким образом, по всем наименованиям товара виден рост цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Так, например, цена говядины выросла на 50% (150% - 100%), птицы – на 25% (125% - 100%), печени – на 12,5%, яиц – на 18%.

Определить общий индекс цен (по формуле 1.4) в агрегатной форме по приведенным данным нельзя, т.к. неизвестна цена - , но с учетом индивидуального индекса цены (см. формулу 1.1) можно построить средний гармонический индекс цен (формула 1.9):

Разница между числителем и знаменателем формулы характеризует сумму дополнительных затрат покупателей (дополнительного товарооборота продавцов), обусловленных ростом цен на 16,6% (116,6% - 100%), которые составляют 2505 д.е. (17615-15110).

Аналогично вычисляем общий индекс физического объема товарооборота при неизвестном количестве проданных товаров в отчетном периоде, построив индекс объемного признака в форме средней арифметичеcкой (формула 1.8) с учетом индивидуальных индексов физического объема (см. формулу 1.1):

; ; ; .

Расчет индивидуальных индексов показал, что по первым трем наименованиям товаров наблюдается сокращение объемов их реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным, а именно: по говядине – на 12,5% (87,5% - 100%), птице – на 11,7% (88,3% - 100%), печени – на 20% и только объем реализации яиц вырос на 16,7%.

,

следовательно, товарооборот за счет изменения объема реализованных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным сократился в целом на 4,4%

(95,6% - 100%) или в абсолютном выражении ( =15110-15800) на 960 д.е.

Общий индекс товарооборота равен:

или его также можно рассчитать, используя формулу взаимосвязи индексов:

.

Таким образом, объем товарооборота вырос на 11,5% (111,5% - 100%) в отчетном периоде по сравнению с базисным, что в абсолютном выражении составляет () 1815 д.е.: рост стоимости продукции произошел только за счет увеличения уровня цен на товары (), в то время как объем реализации в физических единицах сократился на 4,4% ().



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: