Комплекс учебно-методических материалов
Санкт-Петербург
Печатается по решению кафедры русской литературы и Совета филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.
Авторы пособия: Н. Н. Акимова, доктор филологических наук; С. О. Шведова, кандидат филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»); О. В. Евдокимова, доктор филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»).
Рецензенты: Н. Н. Скатов, член-корреспондент РАН; Е. И. Анненкова, доктор филологических наук; С. В. Федоров, кандидат педагогических наук.
Цель издания: помочь студенту-филологу организовать систематическую и целенаправленную самостоятельную работу. Наряду с этим пособие позволит современному учителю разобраться в основных вопросах истории литературы XIX века.
Методические материалы к курсу
«История русской литературы XIX века (первая половина)»*
Структура раздела.
Первая часть знакомит с программой курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Программа отражает теоретические основания, ключевые понятия и основное содержание курса, она сопровождается обширным библиографическим списком, включающим, в том числе, и литературоведческие работы последних десятилетий.
Во второй части материал дисциплины представлен в виде проблемных вопросов и заданий, конкретных рекомендаций, позволяющих уяснить содержание курса не только в историко-литературном, но и в теоретико-проблемном аспекте.
Третья часть пособия содержит темы для самостоятельного изучения основных проблем курса; предложенные темы могут стать основой специальных вопросов к экзамену, курсовых работ и подготовительным этапом будущих дипломных сочинений.
I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.
Цели и задачи дисциплины:
– освоение студентами историко-литературного материала курса, его ключевых понятий, текстов художественных произведений, критических и научных работ;
– формирование представлений об особенностях развития русской литературы ХIХ века в контексте основных тенденций и закономерностей европейской культуры этого времени, уяснение взаимосвязи литературного процесса и исторического развития, общественного движения, эволюции духовной мысли, художественной культуры;
– выявление специфики основных литературных стилей и направлений в рассматриваемый период; выработка комплекса знаний о характере трансформации литературных родов, жанров, эволюции художественных систем разных авторов, о сложности соотношения понятий традиции и новаторства в литературном процессе;
– формирование у студентов представлений о проблематике, особенностях поэтики конкретных произведений, умения их анализировать в контексте творческого пути автора, жанра, стиля, литературного направления;
– дальнейшее развитие у студентов навыков работы с научной литературой, умения самостоятельно анализировать и интерпретировать литературное произведение.
Формы аттестации: зачет, экзамен.
Ключевые понятия курса: историко-литературный процесс, его основные этапы. Общественное движение, идеология, духовная и бытовая культура как факторы литературного процесса. Динамика литературного развития. Жанровая система. Жанровая эволюция. Стиль эпохи и индивидуальный стиль. Традиция и новаторство. Классика и беллетристика.
Рекомендуемая литература: