О подготовке к преподаванию обществоведческого курса

Когда и с чего начинать подготовку к преподаванию курса?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо он во многом производен от накопленного данным учителем опыта, прежде всего от того, впервые приступает педагог к преподаванию курса или продолжает преподавание, начатое несколько лет назад.

Исходным моментом для начала общей подготовки к преподаванию курса обычно является время распределения педагогической нагрузки на предстоящий (очередной) учебный год. Это распределение происходит примерно в апреле – за 2 – 2,5 месяца до конца текущего учебного года и, следовательно, за 4 месяца до начала года нового.

Для учителей, уже не первый год ведущих тот или иной курс – в апреле – июне важно подвести некоторые итоги личного преподавания, отметить хорошее для дальнейшего использования и углубления, а также, пробелы и недочеты, продумав пути их устранения. Полезно заранее ознакомиться с учебной программой на наступающий учебный год, с тем, чтобы наибольшее внимание обратить на новые темы и вопросы, на те положения, которые еще недостаточно усвоены самим учителем. Желательно выявить новые, еще не известные данному учителю, научные и методические публикации по тематике преподаваемого курса, начать их чтение.

Для тех, кто впервые приступит к преподаванию обществоведческого курса особенно нежелательно откладывать начало подготовки на лето: и времени может, не хватит, и отпуск будет омрачен чувством несделанного, и часть занятий может не удовлетворить и педагога, и учащихся. Оптимальная последовательность различных этапов подготовки к преподаванию курса определяется не только опытом многих учителей, но и выдвинутыми в качестве дидактических исследованиях положением о пяти уровнях содержания образования.

Первый уровень – общетеоретическое представление, в котором содержание фиксируется в виде обобщенного системного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального опыта, передаваемого подрастающим поколениям.

На втором уровне – уровне учебного предмета, развертывается представление об отдельных частях содержания, несущих специфические функции в общем образовании, определяющие особые для каждого предмета состав и структуру.

Третий уровень – учебные материалы, в которых отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися фиксированные в учебниках и других пособиях те элементы содержания (знания, умения, оценочные суждения, деятельные установки и т.п.), которые составляют основу обучения предмету.

На четвертом уровне – содержание непосредственно включается в процесс обучения, становится предметом совместной деятельности преподавания и учения, а затем (на пятом уровне) становится достоянием ученика. Лишь получив достаточно полное представление о конкретном накоплении первых трех уровней, можно перейти к процессу обучения (четвертый уровень).

Первый уровень, как правило, находит свое частичное отражение в концепции учебной дисциплины, неразрывно связанной с концепцией общего среднего образования. Раньше предметные концепции не публиковались. Теперь же есть малотиражные издания концепций и статьи о них в педагогической прессе. Хорошо, если первым шагом предкурсовой подготовки станет ознакомление с публикациями о концепции, где излагаются принципиальные подходы к определению целей и содержания курса. Так, тем, кто будет преподавать «Введение в обществознание» (основная школа), «Человек и общество» (полная средняя школа), рекомендуется внимательно прочитать «Концепцию обществоведческого образования в общеобразовательной школе» («Общеобразование в школе». 1999, №5-6, а также статью Л.Н.Боголюбова «Обществоведение образование в школе сегодня» в том же журнале за 1997 год №1).

Второй уровень реализуется, прежде всего, в программе и объяснительной записке к ней. Их изучение следующий шаг подготовки к курсу.

Ознакомление с программой помогает учителю получить четкое представление о структуре предмета, содержании и взаимосвязи его разделов, изучаемых в основной и средней школе, о последовательности и содержании отдельных тем, об основной литературе по курсу (программы издаются задолго до текущего учебного года, и поэтому в них не отражена литература, вышедшая в последнее время). Объяснительная (пояснительная) записка раскрывает важнейшие задачи преподавания предмета, сдержит рекомендации о путях освещения разделов, тем.

Изучение учебной программы целесообразно сочетать с первичным обращением к проекту государственного стандарта по социальным дисциплинам. При этом первоначально основное внимание желательно обратить на те положения, которые как бы углубляют и детализируют концепцию курса, помогают лучше понять его основное содержание: функции социально-гуманитарного образования, основные разделы образовательной области, их содержательные линии. С остальными частями стандарта возможно сначала общее ознакомление, дальнейшее же к ним обращение будет необходимо по мере подготовки к преподаванию разделов и тем обществоведческих курсов.

Следующий, имеющий особо важное значение шаг – вдумчивое изучение учебников (учебных пособий). Раньше это изучение ограничивалось одним учебником, сейчас же речь идет об изучении нескольких учебников по одному и тому же курсу. Например, по интегративному курсу Человек и общество» надо ознакомиться с учебными пособиями: «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой; «Человек и общество. Современный мир» под ред. В.И.Купцова.

Изучение учебников, требующее немало времени и внимания, важно по ряду причин[9]:

– учебник – главное средство обучения, в котором дается системное раскрытие содержания образования, материально фиксируется подлежащий усвоению конкретный учебный материал. Для самоподготовки учителя учебник – основной ориентир в содержании курса. Одновременно учебник является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные книги (хрестоматии, рабочие тетради и т.п.) и другие средства обучения (например, наглядные);

– учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван, возможно, полнее отражать не только состав содержания образования, но и процесс обучения. Следовательно, овладение учебником помогает учителю в выборе и реализации эффективных путей организации учебной деятельности;

– при наличии нескольких учебников лишь на базе их изучения возможен выбор пособия, отвечающего потребностям учителя, учитывающего профиль образовательного учреждения и (по мере возможности) особенности тех учащихся, с которыми учитель будет работать.

Здесь мы подходим к вопросу, который в прежних методиках даже и не мог ставиться. Речь идет о критериях выбора учителем учебника (учебного пособия).

Если кратко сформулировать требования к учебной книге по обществоведению, то они таковы: соответствие современному уровню научных знаний; четкость изложения основных понятий и ведущих идей; обеспечение единства содержания и процесса обучения; наличие достаточного материала для обеспечения необходимого уровня подготовки учащихся, требуемого государственным образовательным стандартом; осуществление межпредметных связей. Приведем и дидактические критерии выбора учебников, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых: совпадение целей учителя с целью учебника; понимание автором учебника условий школьного обучения, его каждодневных проблем; посильности материала для учащихся тех классов, где преподает данный учитель; характер требований к деятельности учащихся и стимулы их активизации; правильность учета учебного времени. Выдвигаются и другие вопросы: дает ли учебник возможность общения между учащимися и учителем; создает ли условия для дискуссии и групповой работы; направляет ли учащихся на чтение других источников, на исследования.

Было бы не лишним добавить к названным критериям еще несколько: открывает ли учебник возможность для индивидуализации обучения; содержит ли повторительно-обобщающие материалы, терминологический словарик и предметный указатель.

После изучения учителем параллельных учебников один из них избирается для работы с классом, принимаются меры по обеспечению школ нужным количеством экземпляров. Советуем иметь в личной библиотеке учителя, в школьном предметном кабинете или библиотеке, кроме избранных учебников, и несколько экземпляров параллельных учебных книг, а так же пособия «Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику 10-11 классов» М., 1999, книг по курсу граждановедения, модульным курсам (социологии, политологии, праву). Их материалы частично будут полезны для использования в изложении учителя, для учащихся, которые пожелают ознакомиться с ними (в частности, при подготовке рефератов, сообщений и т.п.).

У отдельных учителей иногда возникает сомнение: а нужно ли вообще преподавать по учебнику? Не предпочтительнее ли вести преподавание преимущественно «с голоса», иногда в сочетании с работой над документом? Свое мнение учителя объясняют неудовлетворенностью учебником, высказывают твердое убеждение в том, что результаты обучения будут более продуманными с опорой лишь на учительское слово. Конечно, возможно преподавание без наличия учебника у школьников. Но целесообразно ли? Ведь исключая учебник, учитель, по существу, сам создает учебник в форме изложения, содержание которого учащиеся вынуждены записывать. При этом неизбежна запись сведений двух видов: специально отобранных учителем для своего рассказа, так и тех, которые, несомненно, присутствуют в любом учебнике. Отсюда два следствия: неэкономное расходование и без того ограниченного учебного времени; невольная концентрация внимания учащихся, не имеющих навыков скорописи, не на понимании учебной информации, а на возможно более быстром темпе ее фиксации. При этом в записях возможны пропуски первостепенных сведений, ошибочное (это часто бывает, когда материалы воспринимаются «на слух») воспроизведение новых для учащихся терминов, положений. Затруднит учение и отсутствие методического аппарат, который теперь имеется в учебных пособиях. Вряд ли такой труд будет продуктивен и для учителя и для ученика. Словом, как говорил классик отечественной педагогики П.Ф.Каптерев: «Учитель не может сделать учебник лишним».

Вслед за учебниками желательно провести общее ознакомление со сборниками хрестоматийного типа, материалы которых могут быть использованы в дальнейшем – при подготовке к темам, урокам. Речь идет о сборниках систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалах по отраслям знания.

Наиболее приспособлены в учебных целях (в том числе и для использования учащимися) книги, специально созданные для школьного преподавания интегральных курсов.

Преподавателями могут быть использованы и некоторые сборники другого, не учебного типа:

1. «Человек: мыслители прошлого и настоящего о его смерти, жизни и бессмертии». В книге, выпущенной в 1991 г., собраны тексты мыслителей античного мира, эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Продолжением этой книги является одноименное издание (1995г.), где публикуются произведения выдающихся зарубежных и русских мыслителей XIX в., раскрывающие их понимание природы человека, смысла и ценности человеческого существования. В этих книгах после обстоятельного введения рассматриваются отдельные проблемы, где текстам мыслителей предшествует вступительные статья, в конце даны комментарии.

2. «Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания» М.,1990. В книге приведены высказывания ученых, писателей поэтов по проблемам: бытие и его проявления; человек и мир; освоение мира. Имеется справочный аппарат.

3. «Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение.» 1995. Это свод фактов из биографий, характеризующих нестандартность мыслителей – от царя Соломона до Артура Шопенгауэра, оригинальных мыслей, афоризмов, советов, предостережений, рекомендаций

Полезен учителю и сборник «Права ребенка. Основные международные документы». М., 1992. Кроме документов, в книгу включены специальный комментарий и словарь к ним.

Существенную помощь учителю призваны оказать методические руководства. В 2000 г. Изданы поурочные методические пособия по курсам «введение в обществознание», «человек и общество».

Итак, преподавателем уяснены цели курса, его структура, многое сделано для овладения содержанием. Каковы же дальнейшие шаги?

Ряд учителей переходят непосредственно к подготовке материала по первой, а затем по следующим темам.

Но, может быть, более целесообразно до подготовки к темам (или параллельно с ней) ознакомиться хотя бы с частью школьных обществоведческий пособий, подготовленных преимущественно для углубленного изучения (факультативы, занятия по выбору). Цели такого ознакомления многоплановы: расширить круг знаний о базовых науках; получить представление о содержании отдельных курсов, некоторые из которых могут преподаваться и факультативно; частично использовать материал этих пособий при подготовке учителя к урокам; рекомендовать эти книги для самостоятельного чтения тем из учащихся, кто проявляет повышенный интерес к социально-гуманитарным знаниям.

За последние годы выпущено около 30 таких пособий. Назовем лишь некоторые из них:

1. Алексеев С.Ф. государство и право. Начальный курс. М., 1993.

2. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию. М.,1995.

3. Гуревич П.С. Человек.М., 1995

4. Кравченко А.И. Введение в социологию, М., 1994

5. Любимов А., Липсиц И. Введение в экономику. М., 1994

6. Мушинский В.О. Основы правоведения. М. 1994.

7. Никитин А.Ф. Политика и право. М., 1995.

8. Гуревич П.С. Введение в философию. М., 1997.

9. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996

10. Гуревич П.С. Человек и культура. Основа культуроведения. М.. 1998.

11. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 9 кл. М., 1998.

Подготовка к курсу, к темам включает в себя и изучение хотя бы нескольких трудов по базовым наукам, что поможет преодолеть штампы прежних лет, ознакомиться с современными научными взглядами, в том числе проблемами, по которым наука не дает однозначных решений. В частности, весьма полезное глубокое ознакомление с трехтомным пособием для учителя под редакцией В.И. Купцова «человек и общество» (М., 1993). В трех книгах («Что такое общество?», «Сферы общественной жизни», «мир, в котором мы живем») плюралистическое изложение современных научных воззрений сочетается с анализом идей и концепций выдающихся мыслителей прошлого.

При отборе трудов для изучения следует самокритично оценить собственную готовность к занятиям и в первую очередь прочитать книги, освещающие проблемы, менее известные учителю.

Ознакомление с трудами по базовым наукам дает необходимые педагогу знания, укрепляет уверенность в себе и авторитет среди учащихся, которые, как правило, с повышенным интересам прислушиваются к научным оценкам, к аргументации ученых. Список части таких трудов приведен в учебной программе. Однако, его следует постоянно пополнять. О значительном размахе выпуска такой литературы можно судить по следующим данным. По проблемам цивилизации в конце 80-х – начале 90-х гг. было издано около 100 трудов. В первой половине 90- х гг. было выпущено более 45 учебников (преимущественно вузовских) по политологии, 40 таких же книг по социологии, в том числе опубликованных региональными издательствами. Источниками знаний педагога о новых изданиях или трудах, с которыми раньше не удалось ознакомиться, о новой учебно-методической литературе являются библиографические списки и картотеки в библиотеках, газете «книжное обозрение». О новых учебниках, методических руководствах регулярно информируют «учительская газета», «педагогический калейдоскоп».

При подготовке к курсу, отдельным занятиям учитель обращается к словарям по базовым наукам. Назовем некоторые из них:

Большой энциклопедический словарь. М. 1994.

Краткая философская энциклопедия. М. 1994

Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993.

Политологический словарь. М, 1995;

Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Материалы к словарю обществоведческих терминов регулярно публикуются в журнале "Преподавание истории в школе" (1994 и последующие годы).

Словари имеются также в книгах:

Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX — начало XX века. М., 1994;

Фролов С.Ф. Социология. М., 1994 (словарь ключевых социо­логических терминов);

Смелзер, Нейл Социология. М., 1994 (терминологический сло­варь);

Политология. Практикум (Политология для всех: основные концепции, понятия, категории).М„ 1993.

Имеется еще одно издание несколько необычного типа: 50/50. Опыт словаря нового мышления. М„ 1989. В книге, рассчитанной, как отмечается в аннотации, на самого широкого читателя, сопостав­ляются точки зрения на наиболее важные понятия, которые имеют широкое хождение в современной общественно-политической лекси­ке, но неодинаково воспринимаются и интерпретируются в контекс­те разных культур и историко-политических традиций. Словарь со­ставили ведущие советские и французские ученые и публицисты. Каждое понятие (например: социология, культура, расизм и национа­лизм, ментальность, демократия) раскрывается двумя-тремя автора­ми, что обеспечивает плюрализм мнений.

Для расширения педагогической культуры, ознакомления с со­временными дидактическими взглядами полезно обращение “Российской педагогической энциклопедии” в двух томах. Т.; (М„ 1993), Т.2 (М., 1999).

Адресованы учащимся и преподавателям общеобразователь­ных учреждений:

"Школьный философский словарь" М., 1995;

П.С. Гуревич. Философский словарь. М., 1997;

Н.Е. Яценко. Толковый словарь обществоведческих терминов СпБ., 1999;

П.С. Гуревич. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999.

Знание научной и педагогической литературы по истории (оте­чественной и зарубежной): одно из условий успешной подготовки к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин, ибо они из всех учебных предметов более всего взаимодействуют с историей. Так, в интегральном обществоведческом курсе нет ни одной круп­ной темы, где бы не выступали связи с историей, где бы не проявлялся исторический подход к развитию общества. Поэтому жела­тельно знание литературы, отражающей уровень современной науки, знание учебников, в том числе пробных, где освещение многих вопросов(например, цивилизационное развитие, духов­ная культура, политическая система) способствует лучшей реали­зации межпредметного взаимодействия, а применительно к средней школе — взаимодополняемости исторического и общест­воведческого образования?’

Не имея возможности перечислить учебники истории, число которых ежегодно пополняется, обратим внимание читателя лишь нате, где по-новому рассматриваются вопросы цивилизаци­онного развития:

Хачатурян. ВМ. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. М., 1996;

В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. XX век.

М 1999;

И.И. Ионов "Российская цивилизация. IX — начало XX века.

М., 1994.

При использовании этих (и ряда других) пособий надо учиты­вать, что в них представлены различные точки зрения на излагае­мые события, подчас расходящиеся с известными учащимся оцен­ками массовых изданий учебников (их нередко называют феде­ральными); учитель расскажет о различных оценках событий, не превращая ту или иную гипотезу, версию в базовое теоретическое положение.

Представляет интерес и издание и Всемирная история глазами современников и историков". Это серия книг для чтения, пред­назначенная в первую очередь учителям средних школ. В изда­нии сочетаются три вида текстов: авторские очерки, посвящен­ные ключевым проблемам истории той или иной цивилизации и отражающие современные представления о ней; фрагменты до­кументов, сочинений историков тех времен; отрывки из работ отечественных и зарубежных историков, ставшие классикой ис­торической науки. В 1994 г. вышли две первые книги этой серии: «Древний мир глазами современников и историков» (Ч. I «Древ­ний Восток». Ч II «Греция и Рим»).

Интересны для обществоведа и пособия, посвященные мировым религиям.

К числу источников к курсу, разделам, темам, урокам относят­ся периодические издания. Их привлечение способствует реше­нию нескольких задач: конкретизации, иллюстрированию основ­ного, содержащегося в учебниках, материала; освещению новых, в том числе текущих событий, фактов, которые не могли быть отражены в учебнике, изданном год - два назад. В частности, это от­носится к законодательным актам, политическим декларациям.

Так, при чтении газет полезно отмечать сведения, которые мо­гут быть использованы на уроках, здесь полезен сбор материалов «про запас», памятуя о том, что многие газетные публикации не носят «сиюминутного» характера, их использование на уроках мо­жет способствовать как стимулированию интереса учащихся к предмету, так и углублению их знаний. Приведем пример. В «Рос­сийской газете» 20 сентября 1995 г. помещен следующий матери­ал. «Один маститый журналист пересказывал запомнившийся ему разговор с нью-йоркским таксистом. Тот оказался из «новых американцев» одесского происхождения, в своем советском про­шлом не очень ладивший с Уголовным кодексом. «Вы знаете, с че­го я начал свое американское бытие? С того, что на зубок выучил восемь законов штата, и в первую очередь по налогообложению, — признался бывший одессит. Без этого здесь шагу не ступишь. А у нас в Союзе я с законами познакомился, когда уже на нарах сидел....». Думается, что приведение в классе этого отрывка может по­мочь раскрыть необходимость знания законов.

Немало место в курсе занимают вопросы о роли религии и церк­ви в современном мире. Всестороннему рассмотрению этих вопро­сов могут способствовать высказывания религиозных деятелей. Приведем в качестве примера слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (см. газету "Вечерняя Москва", 22 февраля 1994 г.) "Церковь должна быть подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стра­не, с позиции духовности и нравственности. Она не может это сде­лать, будучи государственной.

Идеал церкви, в том числе, конечно, Русской православной, на­ходится не в материальном, земном мире и уже тем более не в по­литической его сфере — он находится на небесах. Задача Церкви на земле, вести свою паству к спасению, к царству Божию, к ду­ховному и нравственному совершенствованию в условиях любых государственно-политических форм...

Мы должны строить наше общество на основе веротерпимости, особенно актуальной в нашей столь богатой конфессиями и рели­гиями стране".

В периодической печати при рассмотрении злободневных про­блем (или в связи со знаменательными датами) приводятся от­рывки из документов прошлого, которые и сегодня звучат вполне современно. Приведем пример: в печати в связи с 90-летием при­нятия царского манифеста (17 октября 1905 г.) был опубликован фрагмент подготовленного тогда же, в 1905 г, доклада С.Ю. Витте

(имя это старшеклассники знают из курса истории). С.Ю. Витте писал: «Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку гражданский навык. Сразу приготовить страну со 135-миллионым разнородным населением и обширной администрацией, воспитанными на иных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству. Вот по­чему далеко недостаточно власти выступить с лозунгом граждан­ской свободы. Чтобы водворить в стране порядок, нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность». Учитель впол­не может использовать этот отрывок при подготовке к соответст­вующим урокам.

Расширению кругозора учителя может способствовать и озна­комление с еженедельным приложением к газете «Первое сентяб­ря». Приложение называется «История», но в нем публикуются и материалы, представляющие интерес для обществоведа: беседы о гуманизме, культурологии и т.д.

Учитель может делать выписки из заинтересовавшей его пуб­ликации. Удобно собирать материалы в форме вырезок. Учителю-обществоведу нередко приходится обращаться к правовым актам, текст которых первоначально публикуется на газетных страницах.

Тексты таких актов целесообразно сохранять целиком, ибо раз­ные их части могут быть использованы на нескольких занятиях и даже в разных курсах. Классифицировать собранный материал целесообразно по рубрикам учебника. Кстати, возможно и ис­пользование опыта прежних лет, когда к сбору газетного материа­ла привлекались и учащиеся. В этом случае возможен сбор мате­риала по определенной тематике. Например: нравственность, ее роль в жизни человека и общества; охрана окружающей среды; этикет, его роль в общении между людьми; экономическая жизнь России; глобальные проблемы современности.

Журналы, профессионально полезные для обществоведа, мож­но условно разделить на несколько групп.

Первая группа — это журналы, сочетающие освещение проблем базовых наук с отчетливо выраженной педагогической направ­ленностью. Прежде всего назовем профессиональный журнал — «Обществознание в школе», выходящий с 1997 г. Для того чтобы жур­нал стал постоянным советчиком педагога, желательно придержи­ваться определенной системы использования его материалов. Так, при чтении очередного номера полезно сделать пометки - какой текст и где можно использовать. Затем можно сделать соответст­вующую выписку, либо занести на карточку краткое описание ма­териала, указав номер и страницы журнала. Выписки, карточки группируются по темам учебной программы, хранятся в "действу­ющем архиве" педагога. Таким же образом используются матери­алы других изданий, в частности, журнала «Социально-гумани­тарные знания». Если у учителя есть соответствующие возможно­сти, то целесообразно эти журналы выписать для личного пользо­вания или для школьного предметного кабинета, библиотеки. Приводимые советы относятся, в первую очередь, к начинающим учителям. Опытный педагог обычно вырабатывает свою систему сбора и классификации материала к занятиям.

Ко второй группе можно отнести журналы, охватывающие весь спектр (или значительную его часть) базовых наук. Это «Свобод­ная мысль», «Диалог», «Общественные науки и современность». Сюда же входит и еженедельник "Новое время", где освещаются многие проблемы современности, так или иначе рассматриваемые в обществоведческих курсах.

Третья группа – журналы, освещающие актуальные вопросы од­ной из базовых наук. Сюда можно отнести «Вопросы философии», «Политические исследования», «Государство и право», «Социологи­ческие исследования», «Кентавр».

Целесообразно обращение и к журналам по историческим на­укам («Отечественная история», «Новая и новейшая история» и т.д.). В публикации этих журналов широко представлены матери­алы о развитии взглядов на общество, истории цивилизаций, от­ношениях между народами, проблемах и особенностях современ­ного общества.

Среди источников подготовки учителя к занятиям назовем и региональные издания — республиканские, краевые, областные, местные (периодика, научные и популярные труды, 10 статисти­ческие сборники и т.п.).

Диапазон тем, освещаемых этими источниками, весьма широк: деятельность органов государственной власти, местного самоуправ­ления, национальное сознание, традиции, обычаи, образование, культура, хозяйство, экология, молодежные проблемы, предприни­мательство и многое другое. Заметим, что материал региональных изданий может быть использован во всех компонентах содержания образования, и совершенно необходим для регионального, нацио­нально-регионального и школьного компонентов. Например, текст Конституции входящей в состав РФ республики, где расположена школа, должен быть у учителя такой же настольной книгой, как и текст Конституции Российской Федерации.

В заключение обзора письменных источников подготовки учи­теля к занятиям напомним слова видного методиста-историка Н.Г. Дайри: «Нет ничего ошибочнее одинакового чтения всей ли­тературы». В самом деле: какие-то материалы мы лишь просмат­риваем, в других внимательно, «с карандашом», читаем особенно важные для преподавания места, делаем записи, при чтении осо­бенно значимых трудов составляем план, план-конспект.

Учительская самоподготовка не ограничивается обращением к письменным источникам. Нередко на занятиях возникает разговор (по инициативе как педагога, так и учащихся) о произведениях (по преимуществу современных) искусства (кино и видео — особенно), теле- и радиопередачах. Некоторые педагоги в процессе подготовки к занятиям по духовной культуре считают необходимым просмот­реть фильмы, видеокассеты, привлекающие особое внимание школьников.

Некоторые учителя нередко смотрят и телепередачи «с каран­дашом», отмечая для памяти то, что может пригодиться на заняти­ях. Вот один из примеров. В конце 1995 г. был показан фильм Н. Михалкова «Анна от 6 до18» — о взрослении, развитии взгля­дов дочери режиссера в сложные 80-е и вначале 90-х гг. Каждый год дочери задавались одинаковые вопросы. Ответы на один из них учитель может привести в рассказе о духовном мире личнос­ти. Шестилетний ребенок на вопрос «Чего ты боишься?» ответил: «Бабу Ягу». Через 11 лет девушка-выпускница школы говорила о том, что главная опасность — потерять внутренний мир, лишить­ся стержня, хорошей основы, которой она обладает. И, продолжая эту мысль, девушка сказала в конце беседы: «Родина — вот, во что можно верить, что можно и нужно любить».

Давно замечено: незаписанная мысль — потерянный клад (Д.И. Менделеевым). Каковы же наиболее целесообразные фор­мы учительских записей при подготовке к занятиям? Они зависят от целевого назначения записей[10].

Желательно, чтобы записи, предназначенные для использова­ния на занятиях (цитирование, переложение и т.п.), имели форму, позволяющую с наибольшим для педагога удобством привлечь за­пись к его лекции, рассказу. Форма записи не должна быть "привязана лишь к определенному уроку, ибо одну и ту же запись можно использовать в разных темах, особенно учитывая подвиж­ность программ, альтернативность тематического планирования. Поэтому записи, предназначенные для «работ на уроке», нецеле­сообразно вести в общих тетрадях, предпочтительны записи на карточках.

Записи следует тематически озаглавить, поместить сноску на источник. Если запись ведется на одной стороне листа, то на обо­роте некоторых записей (определения, афоризмы, выдержки из сочинений мыслителей, документов) можно отметить: привлека­ет ли интерес учащихся, используют ли они ее содержание в даль­нейшей работе.

Если учитель сочтет целесообразным отдельные труды кон­спектировать в общей тетради, то конспектирование можно соче­тать с вынесением на карточку тех положений, которые предпола­гается включить в учительское изложение.

Записи классифицируются по темам, к которым они имеют преимущественное отношение. Перечень тем исходит из типовой учебной программы, но может иметь своей основой и рубрикацию учебника. Последовательность «внутритемного» расположения записей определяет последовательность изложения темы в про­грамме или в учебнике.

Несколько слов о студенчестве, ибо в эти годы, по существу, на­чинается подготовка к преподаванию. Главное состоит в овладе­нии широким кругом знаний, прежде всего по наукам, базовым для школьного обществознания, начатками педагогических умений. Возможно, уже на вузовской скамье придать подготовке четкую прикладную направленность, ориентированную на буду­щую учительскую деятельность. Здесь имеется в виду вдумчивое самостоятельное изучение школьных программ и объяснитель­ных к ним записок, действующих учебных книг, прежде всего, тех книг, которые рекомендованы Федеральным экспертным сове­том по общему образованию в качестве учебного пособия или учебника. Книги, имеющие такую рекомендацию, обычно издают­ся большими тиражами, и поэтому по ним ведется обучение во многих школах различных регионов. Важно не ограничиваться общим представлением о программах и книгах, а «вчитываться», понимать цели обучения, знать структуру предмета, которая отра­жена в учебнике, его основное содержание. На базе этих знаний студент может начать подбор некоторых материалов для исполь­зования затем в школьном преподавании: из лекций, книг, перио­дической и общей печати; полезно с 4 — 5 курсов стать постоян­ным читателем Журналов «Обществознание в школе», «Социально-политические знания». Материал, который может быть использован в преподавании, желательно фиксировать различными способами (записи, вырезки и т.п.). На вузовском этапе подготовки материалы лучше подбирать по вузовским курсам ба­зовых наук, детализация по разделам, темам школьных учебных программ придет позже, в процессе личного преподавания. Важным этапом подготовки к учительской деятельности может стать педагогическая практика, предшествующее ей глубокое озна­комление с программной документацией и учебными книгами позволит сделать более результативными пассивную и активную педпрактику. Еще один совет: в ряде вузов методика обществовед­ческих курсов является одним из предметов по выбору (V курс).

Этой возможностью полезно воспользоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: